Закрытие общественной организации пошаговая инструкция

Этапы ликвидации некоммерческой организации

Такая разновидность юридического лица, как некоммерческая организация (НКО), отличается особенностями создания, функционирования и ликвидации. Рассмотрим этапы закрытия НКО и процедуру в общем.

Что говорит об НКО закон

ГК РФ определяет НКО как юрлицо, не имеющее главной целью своей деятельности получение прибыли и не распределяющее её между своими участниками (ст. 50 ГК РФ).

Если устав предусматривает ведение деятельности, приносящей доход, то НКО должна иметь достаточное для этого имущество, причем его рыночная стоимость должна быть не меньше 10 тыс. руб.

ГК РФ предусматривает создание НКО в строго определенных организационно-правовых формах (п. 3 ст. 50 ГК РФ), которые и обусловливают особенности их деятельности в каждом случае.

Функционирование НКО регулируется соответствующим законодательством (Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федеральным законом от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и др.).

Ликвидация НКО

Ликвидация НКО подчиняется общим правилам ликвидации юрлиц, предусмотренным ГК РФ, но имеется и своя специфика.

Основаниями закрытия НКО могут быть:

  • добровольное решение об этом уполномоченного органа юрлица (если отсутствуют долговые имущественные обязательства);
  • для недействующих НКО и фондов – соответствующее решение суда;
  • банкротство.

Как закрыть некоммерческую организацию: пошаговая инструкция

В добровольной ликвидации НКО, как и других юрлиц, различаются этапы:

  • учредители/участники принимают решение о добровольной ликвидации;
  • ими формируется ликвидационная комиссия;
  • уведомляется о ликвидации регистрирующий орган (в 3-днев ный срок согласно ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации…») путем направления уведомления по утвержденной форме;
  • извещаются о предстоящей ликвидации кредиторы;
  • в журнале «Вестник государственной регистрации» публикуется соответствующее объявление;
  • составляется промежуточный ликвидационный баланс (он включает сведения о составе имущества НКО, предъявленных кредиторами требованиях и результатах их рассмотрения) и предоставляется в регистрирующий орган;
  • происходит расчет с кредиторами;
  • расторгаются трудовые договоры с работниками и производится окончательный расчет с ними;
  • составляется ликвидационный баланс и вместе с необходимым пакетом документов предоставляется в регистрирующий орган;
  • после внесения соответствующей записи в Единый госреестр юрлиц получаются документы о ликвидации НКО.

Регистрирующим органом для НКО выступает Росреестр.

Ликвидация НКО, созданных в виде фондов, осуществляется исключительно по решению суда об этом, вынесенному по заявлению заинтересованного лица или прокурора.

Порядок ликвидации некоммерческой организации

Пошаговая инструкция по ликвидации НКО содержится прямо в ст. 19 Закона N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (кроме религиозных организаций и госкорпораций).

Формы, по которым подаются уведомления НКО (не связанные с внесением изменений в их учредительные документы), — общие для всех юрлиц, утв. Приказом ФНС от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ .

Перечень документов, которые ликвидационная комиссия подает в Росреестр при ликвидации НКО, и требования к ним можно посмотреть на сайте https://rosreestr.ru/site/ur/.

В общих чертах вопрос, как закрыть некоммерческую организацию в 2017 году, рассмотрен. Но необходимо помнить, что каждая организационно-правовая форма ликвидируемой НКО может потребовать специфических решений вопросов своего закрытия.

Порядок ликвидации некоммерческих организаций

В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ), названным Федеральным законом и другими федеральными законами.

Порядок ликвидации некоммерческой организации регламентируется статьями 61 — 65 ГК РФ, Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее Федеральный закон № 129-ФЗ), Федеральным законом № 7-ФЗ, иными законами об отдельных организационно-правовых формах некоммерческих организаций, а также в случаях определенных соответствующими законами – учредительными документами некоммерческих организаций.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации ликвидация некоммерческой организации состоит из следующих этапов:

принятие решения о ликвидации некоммерческой организации;

формирование ликвидационной комиссии, назначение ликвидатора;

публикация сообщения о ликвидации в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица;

уведомление кредиторов некоммерческой организации о ликвидации некоммерческой организации;

составление и утверждение промежуточного ликвидационного баланса;

осуществление расчетов с кредиторами;

составление ликвидационного баланса;

государственная регистрация юридического лица в связи с ликвидацией.

Согласно нормам ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано:

по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами;

по решению суда. Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора), устанавливают порядок и сроки ликвидации. Указанные уведомления могут быть представлены некоммерческой организацией как одновременно, так и последовательно.

В трехдневный срок уведомления о принятии решения о ликвидации некоммерческой организации, формировании ликвидационной комиссии, назначении ликвидатора (конкурсного управляющего) некоммерческой организации с приложением соответствующего решения представляются в уполномоченный орган или его территориальный орган.

На территории Вологодской области указанные документы представляются в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской области (далее — Управление).

В соответствии со статьей 19 Федерального закона № 7-ФЗ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о ликвидации некоммерческой организации, о порядке и сроке заявления требований ее кредиторами. Срок заявления требований кредиторами не может быть менее чем два месяца со дня публикации о ликвидации некоммерческой организации.

В целях обеспечения размещения юридическими лицами сведений, обязательных для публикации в силу закона, Федеральной налоговой службой учреждено средство массовой информации — журнал «Вестник государственной регистрации».

По окончанию срока для предъявления требований кредиторами, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, содержащий сведения о составе имущества ликвидируемой некоммерческой организации, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

После утверждения промежуточного ликвидационного баланса учредителями (участниками) некоммерческой организации либо органом, принявшими решение о ликвидации некоммерческой организации, в Управление представляется уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса, с приложением промежуточного ликвидационного баланса.

Статьей 21 Федерального закона № 129-ФЗ определен перечень документов, представляемых для государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией:

подписанное заявителем заявление о государственной регистрации, в котором заявителем подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации некоммерческой организации, расчеты с его кредиторами завершены, и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами (муниципальными органами) в установленных федеральным законом случаях;

документ об уплате государственной пошлины;

документ, подтверждающий представление соответствующих сведений в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Кроме того, некоммерческая организация одновременно с документами для государственной регистрации в связи с ликвидацией представляет подтверждение публикации сообщения о ликвидации в органах печати.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации за государственную регистрацию ликвидации юридического лица взимается государственная пошлина 800 рублей, за исключением случаев, когда ликвидация юридического лица производится в порядке применения процедуры банкротства.

В соответствии с Федеральным законом № 129-ФЗ заявителем при ликвидации юридического лица является конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор).

Максимальный срок государственной регистрации некоммерческой организации в связи с ее ликвидацией составляет десять рабочих дней.

Ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация — прекратившей свое существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Формы уведомления (Р15001) и заявления (Р16001) представляемых в Управление для государственной регистрации некоммерческой организации в связи с ликвидацией, утверждены приказом Федеральной налоговой службы от 25 января 2012 года № MMВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».

Подпись заявителя на уведомлении и заявлении должна быть засвидетельствована нотариально.

Ликвидация некоммерческой организации — пошаговая инструкция 2019 года

Пошаговая инструкция по ликвидации НКО в 2019 году

Общие положения о ликвидации НКО

Ликвидация НКО (некоммерческой организации) может проводиться как по решению ее участников (добровольно), так и принудительно — по инициативе госорганов. Общие нормы, касающиеся ликвидации НКО, содержатся в ст. 61 Гражданского кодекса и ст. 18 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ (далее — закон № 7-ФЗ), процедурные требования — в гл. VII закона «О госрегистрации…» от 08.08.2001 № 129-ФЗ (далее — закон № 129-ФЗ).

Поскольку НКО является юрлицом по законодательству РФ, ее деятельность официально не считается прекращенной до внесения записи о ликвидации в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Помимо гражданских, НКО участвуют и в других правоотношениях:

Их завершение проводится по отдельным правилам. Так, все работники должны быть предупреждены о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации за 2 месяца (подробнее о процедуре — в статье «Увольнение работника в связи с ликвидацией организации»).

В соответствии с п. 11 ст. 89 Налогового кодекса ликвидация является основанием для внеплановой выездной проверки организации, проведение которой может растянуться на длительное время (см. статью «Каковы сроки проведения налоговой проверки?»). Ее завершение является необходимым условием для составления промежуточного ликвидационного баланса (п. 4 ст. 20 закона № 129-ФЗ).

В нашей статье рассматривается последовательность действий при добровольном завершении деятельности НКО, которая выглядит следующим образом.

Пошаговая инструкция по ликвидации НКО

Пошаговая инструкция по ликвидации НКО предусматривает следующие этапы:

  1. Принятие решения о ликвидации оформляется в виде протокола общего собрания участников (учредителей). Целесообразно включить в этот же протокол пункт об избрании ликвидационной комиссии (ликвидатора, п. 4 ст. 62 ГК РФ). Подробности — в статье «Ликвидационная комиссия – формирование, состав, полномочия».
  2. В течение 3 рабочих дней о принятом решении уведомляется территориальный орган Минюста РФ (п. 1 ст. 20 закона № 129-ФЗ, уведомление по ф. P15001, утв. приказом ФНС РФ «Об утверждении форм и требований…» от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@, далее — приказ № ММВ-7-6/25@). Особенность ликвидации НКО — необходимость подачи документов не в ФНС РФ непосредственно, а в территориальный орган (управление) Минюста РФ или в сам Минюст РФ в зависимости от того, какой из этих органов является регистрирующим. В этот же орган представляется уведомление по ф. P15002 о создании ликвидационной комиссии или избрании ликвидатора.
  3. Сообщение о ликвидации публикуется в «Вестнике государственной регистрации». Направляются письменные уведомления кредиторам, определенным по данным бухучета.
  4. Утверждается промежуточный ликвидационный баланс (ЛБ), который представляется с уведомлением по ф. Р15003.
  5. Проводятся расчеты с кредиторами, формируется ЛБ (пп. 4, 6 ст. 63, ст. 64 ГК РФ). В Пенсионный фонд представляются сведения о страховом стаже и страховых взносах работников.
  6. В Минюст подается заявление по ф. Р16001 для внесения записи о ликвидации НКО в ЕГРЮЛ.

Особенности ликвидации НКО отдельных видов

Законом № 7-ФЗ и другими законодательными актами предусматриваются особенности процедуры ликвидации для НКО отдельных видов. В частности:

  • Фонд ликвидируется согласно судебному акту (ст. 123.20 ГК РФ, п. 2 ст. 18 закона № 7-ФЗ) в соответствии с процедурой, предусмотренной гл. 27 Кодекса административного судопроизводства (см., например, решение Приволжского районного суда г. Казани от 18.01.2018 по делу № 2-1124/18).
  • Для ликвидации отделения иностранной неправительственной НКО предусмотрены дополнительные основания, указанные в п. 2.1 ст. 18 закона № 7-ФЗ.
  • Действие порядка ликвидации по закону № 7-ФЗ не распространяется на религиозные организации, бюджетные и казенные учреждения, автономные учреждения (пп. 4, 4.1, 4.2, 5 ст. 1, ст. 19.1 закона № 7-ФЗ). Например, религиозные НКО ликвидируются по основаниям, указанным в ст. 14 закона «О свободе совести…» от 26.09.1997 № 125-ФЗ (см. решение ВС ЧР от 02.02.2018 по делу № 3а-15/2018).

Независимо от применения закона № 7-ФЗ, на все виды юрлиц распространяются нормы ГК РФ при отсутствии специальных норм. Полномочия и обязанности при ликвидации, предусмотренные законодательством, возложены на ликвидатора.

При невыполнении им обязанностей по завершению ликвидации в установленный срок возможно обращение Минюста в суд в порядке, предусмотренном гл. 27 КАС РФ, для принудительной ликвидации (см. апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 03.11.2016 по делу № 33-28666/2016).

Полномочия ликвидационной комиссии (ликвидатора)

Основные обязанности ликвидатора сведены в таблицу.

Особенности ликвидации некоммерческой организации

Ликвидация некоммерческой организации представляет собой процесс прекращения её существования без права передачи права собственности третьим лицам. При этом вносятся изменения в ЕГРЮЛ, а объект прекращает свое существование в качестве юридического лица.

О том, какими нормативами регулируется ликвидация НКО и каков порядок проведения процедуры, мы сегодня и поговорим.

Заявление в суд

Шаблон заявления в суд мы поместили сюда: https://yadi.sk/i/0rN1grGZfhShSw

Таким образом, ликвидация НКО – довольно сложный с юридической точки зрения процесс, инициировать который могут по добровольному соглашению руководящего состава либо через судебное решение. Завершается данный процесс внесением соответствующих изменений в ЕГРЮЛ и выдачей уведомления об этом уполномоченному лицу.

Уважаемые читатели! Если вы нуждаетесь в консультации специалиста по вопросам кредитов, долгов и банкротства, рекомендуем сразу обратиться к нашим квалифицированным практикующим юристам:

Москва и область: +7 (499) 110-71-84

Санкт-Петербург и область: +7 (812) 407-15-68

Уважаемые читатели! Если вы нуждаетесь в консультации специалиста по вопросам кредитов, долгов и банкротства, рекомендуем сразу обратиться к нашим квалифицированным практикующим юристам:

Москва и область: +7 (499) 110-71-84

Санкт-Петербург и область: +7 (812) 407-15-68

Закрытие нко пошаговая инструкция. Пошаговая инструкция по ликвидации некоммерческой организации

Юлия Чувикина, руководитель отдела регистрации и ликвидации ЮЛ и ИП Юридического бюро «»Константа»»

Некоммерческие организации создаются без ограничения срока деятельности, если иное не установлено их учредительными документами. Они могут осуществлять свою деятельность сколько угодно долго, но также может возникнуть необходимость деятельность прекратить и начать ликвидацию некоммерческого образования.

Если возникает такая необходимость, для начала нужно понять, какой результат Вы хотите получить в итоге. Под ликвидацией действующее законодательство понимает прекращение деятельности юридического лица без передачи прав и обязанности третьим лицам. Простыми словами в результате проведения процедуры ликвидации в реестр юридических лиц вносится запись о ликвидации и не остается правопреемника. В других случаях, когда подобной записи нет, о ликвидации говорить нельзя, все остальное псевдоликвидация. К такого рода псевдоликвидации можно отнести предложения реорганизовать НКО или просто сменить руководителя и адрес НКО.

Сначала о ликвидации НКО

Ликвидация некоммерческой организации осуществляется в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ, ФЗ «О некоммерческих организациях», ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Вообще ликвидацию некоммерческой организации можно разделить на два вида: добровольная и принудительная ликвидация.
Официальная добровольная ликвидация подразумевает ликвидацию НКО по решению органов управления НКО. Процедура очень схожа с добровольной ликвидацией коммерческих организаций, но отличается значительно большими сроками и проведением тщательной проверки со стороны Минюста. Важно помнить основные этапы при добровольной ликвидации НКО:
– необходимо уведомить о принятии решения о закрытия НКО и пройти проверку в следующих инстанциях: управление Минюста, инспекция ФНС по месту учета и регистрации некоммерческой организации, территориальных подразделениях внебюджетных фондов;
– разместить объявление о ликвидации в Вестнике государственной регистрации;
– осуществить расчеты с кредиторами (при их наличии);
– пройти налоговую проверку, сдать промежуточный и ликвидационный балансы.

Следует обратить внимание, что по некоторым формам НКО решение о ликвидации может принять только суд и только по заявлению заинтересованных лиц. Речь идет о фондах. Особенности принятия решения о ликвидации также могут быть установлены и уставом организации.
Заканчивается процедура ликвидации внесением записи в Единый государственный реестр юридических лиц об исключении ее из реестра в связи с ликвидацией.

Принудительная ликвидация является последствием юридических действий государственных органов: суда, прокуратуры, федеральной налоговой службы и иных органов. Причинами принудительной ликвидации могут послужить неоднократные и значительные нарушения закона некоммерческой организацией, например, осуществление неразрешенной для данной организационно-правовой формы деятельности, противоречие деятельности организации ее уставным целям, нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц иными способами, наличие неустранимых ошибок, допущенных при регистрации юридического лица. Особое внимание следует обратить на такое основание как осуществление деятельности, противоречащей уставным целям некоммерческой организации.

Процедура прекращения деятельности (закрытия) НКО через реорганизацию в форме присоединения или слияния так же очень похожа на слияния/присоединение коммерческого общества. То есть желающая прекратить деятельность НКО прекращает свою деятельность путем передачи всех свои обязанностей, прав и долгов другой НКО – правопреемнику. При данной процедуре налоговая проверка на сегодняшний день не проводится. Порядок реорганизации:

– принятие решения о реорганизации;
– уведомление регистрирующих и налоговых органов о реорганизации;
– размещение двух объявлений о реорганизации с периодичностью в один месяц в Вестнике государственной регистрации.

Отличие от слияния/присоединения коммерческих организации – это сроки процедуры: общий срок будет больше в два раза (5-6 месяцев), ну и, конечно, для подобной процедуры нужно иметь в наличии или предварительно зарегистрировать некоммерческую организацию той же формы, что и прекращающая деятельность (в пару под реорганизацию).

В качестве альтернативной формы закрытия НКО можно также рассматривать и реорганизацию в форме преобразования. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом. НКО считается реорганизованной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица.

Преобразование НКО в коммерческую организацию можно рассматривать и как предварительный этап перед реорганизацией в форме слияния/присоединения, для того, чтобы избежать сложностей при регистрации НКО (в пару перед реорганизацией). Т.е. после преобразования НКО в хозяйственное общество (например – ООО, АО) далее проводить реорганизацию уже двух коммерческих организаций. Вот здесь есть ряд ограничений, установленных ФЗ «О некоммерческих организациях». Законодатель четко обозначил формы некоммерческих организаций, которые могут быть преобразованы в хозяйственное общество: это некоммерческие партнерства, частные учреждения, фонды (не всех типов, нужно смотреть направленность фонда, например, благотворительный фонд по закону о благотворительности не может быть преобразован в хозяйственное общество).

Краткая сводка, по некоторым (наиболее распространенным) формам НКО

Инициатор ликвидации / реорганизации

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector