Вступление нормативных актов в силу

Вступление в силу нормативных правовых актов

Важнейшим является определение временного момента начала действия нормативного правового акта. Применительно к тем или иным видам финансовых правоотношений установление начала действия нормативного правового акта является юридически значимым обстоятельством. Традиционно действующая правовая система государства определяет несколько способов вступления нормативных правовых актов в силу: с даты официального опубликования нормативного правового акта; с момента его принятия; с даты, указанной в нормативном правовом акте; по истечении определенного периода времени с даты его публикации.

Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете», Собрании законодательства Российской Федерации или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (pravo.gov.ru).

Федеральные конституционные законы, федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу [1] .

Акты Президента России и акты Правительства РФ подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Акты Президента России и акты Правительства РФ в течение 10 дней после дня их подписания подлежат официальному опубликованию в «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» и на «Официальном интернет-портале правовой информации» (pravo.gov.ru), функционирование которого обеспечивает Федеральная служба охраны РФ. Официальным опубликованием актов Президента России и актов Правительства РФ считается первая публикация их полных текстов в «Российской газете» и Собрании законодательства Российской Федерации или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации. Акты Президента России, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Иные акты Президента РФ, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания. Акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Иные акты Правительства РФ, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию в Минюсте России, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» в течение 10 дней после дня их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу [2] . В настоящее время порядок подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти регламентируется специальными правилами [3] .

Применительно к регулированию отдельных видов финансовых отношений законодатель устанавливает определенный порядок вступления в силу нормативных правовых актов и их действие во времени.

При регулировании бюджетных правоотношений закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено БК РФ и (или) законом (решением) о бюджете (ст. 5 БК РФ). В свою очередь, акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных ст. 5 НК РФ. Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, специально оговоренных в ст. 5 НК РФ. Федеральные законы, вносящие изменения в НК РФ в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов РФ и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют. Но при этом акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу. Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Способы вступления нормативных актов в силу

Момент вступления в силу нормативных правовых актов определяется различными способами.

Первый способ. В законодательстве устанавливается следующее общее правило: нормативный акт вступает в силу после определенного срока со дня их опубликования. Нет особой необходимости доказывать, какую важную роль играет вступление закона в силу не сразу после его опубликования, а по прошествии определенного срока, позволяющего субъектам права уяснить содержание нормативного акта, пока он находится в состоянии «бездействия», сообразовать с ним свое поведение.

Однако сроки вступления в силу различаются в зависимости от того, о каком виде нормативного акта идет речь. На сей счет установлены следующие правила:

  • — законы вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования;
  • — указы Президента РФ, имеющие нормативный характер, вступают в силу по истечении семи дней после дня их официального опубликования;
  • — постановления Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу по истечении семи дней после дня их официального опубликования;
  • — ведомственные нормативные акты вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования.

Практика свидетельствует, что это общее правило мало используется.

Второй способ. Чаще используется другое правило: нормативный акт вступает в силу с указанной в нем конкретной календарной даты. В большинстве случаев устанавливаемая конкретная дата увеличивает временной разрыв между днем опубликования закона и днем введения его в действие. Например, Уголовный кодекс РФ был принят 13 июня 1996 г., а вступил в силу с 1 января 1997 г.; Семейный кодекс РФ был принят 29 декабря 1995 г., введен в действие (за некоторыми исключениями) с 1 марта 1996 г. Бесспорно, такая регламентация сроков вступления законов в силу обеспечивает гражданам большую возможность ознакомиться с самим законом, осмыслить вводимые им новеллы, настроить общественное мнение на их неуклонное исполнение.

Третий способ. Вступление закона в силу со дня его официального опубликования стало приоритетным способом в последнее время. Но объяснить эту тенденцию объективными причинами, кроющимися в самой специфике принятых законов, весьма затруднительно. В число законов, вводимых в действие непосредственно со дня опубликования, попали законы, совершенно разные и по своему объему, и по кругу субъектов, которым они адресованы, и по характеру регулируемых отношений. В этой группе есть законы, состоящие всего из одной-двух статей, а есть и такие, которые насчитывают 100 статей и более.

Четвертый способ. Закон вступает в силу при наступлении определенного события или при условии совершения каких-либо действий. Отлагательное условие для вступления закона в силу — довольно распространенный вариант при определении начального момента действия закона во времени. Наиболее отчетливое проявление этот вариант находит в случаях, когда речь идет о связи вступления закона в силу с принятием какого-то специального законодательного акта. Например, в Федеральном законе от 30 ноября 1994 г. № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» предусматривалось, что гл. 17 ГК РФ вступает в силу со дня введения в действие нового Земельного кодекса РФ.

Прием отлагательных условий для определения даты вступления в силу используется иногда как своеобразная уловка, чтобы отсрочить на значительное время реализацию уже принятого закона. Причины такой «отсрочки» могут быть самыми разными, в том числе конъюнктурными. Безусловно, М. С. Студеникина права, когда утверждает, что «в законодательной деятельности абсолютным должно быть правило — закон может приниматься только тогда, когда для этого созрели все условия. Если же этого нет, то работа на “опережение” в законотворчестве, под каким бы предлогом она ни проводилась, не может поощряться. Само же последующее использование в такой ситуации приемов отсрочки введения в действие уже принятых законов должно признаваться нелегитимным» [1] .

Если рассматривать данные способы вступления нормативных актов в силу с точки зрения простоты и точности определения момента вступления в силу закона, наиболее предпочтительным выглядит способ, при котором в законе указывается конкретная календарная дата, с которой закон вводится в действие. Однако даже он не во всех случаях является удобным. Это связано с многоэтапной процедурой принятия, согласования и одобрения законов.

Абрамова Л. И., Рахманина Т. Н. Опубликование нормативных актов: информационно-правовой аспект // Журнал российского права. 1998. № 10-11.

Бахрах Д. Н. Конституционные основы действия правовой нормы во времени // Журнал российского права. 2003. № 5.

Исаков В. Б. Официальное электронное опубликование как необходимая предпосылка перехода к системе непрерывной кодификации // Кодификация законодательства: теория, практика, техника: матер. Междунар. науч.-практ, конф. Н. Новгород, 2009.

Кузякин Д. А. Проблемы вступления в силу законов // Журнал российского права. 2005. № 10.

Ласточкина М. Л., Тихомирнова Н. Ю. Официальное опубликование нормативных актов и вступление их в силу // Законодательство. 2004. Нояб.

Малков В. П. Опубликование и вступление в силу федеральных законов, иных нормативных правовых актов // Государство и право. 1995. № 5.

Опубликование нормативных актов / отв. ред. А. С. Пиголкин. М., 1978.

Студеникина М. С. Вступление закона в силу: правовое регулирование и практика // Журнал российского права. 2000. № 7.

Порядок вступления в силу нормативно-правовых актов в Российской Федерации

Официальное опубликование (обнародование) нормативно-правового ак­та являетсязаключительной стадией правотворческой процедуры.

Часть 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации гласит: «Законы под­лежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не приме­няются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».

Федеральный закон Российской Федерации«О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных за­конов, актов палат Федерального Собрания» (принят 25 мая 1994 г.) устанав­ливает следующие моменты:

1. Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальномуопубликованию в течение 7 дней после дня их подписания Пре­зидентом Российской Федерации.Акты палат Федерального Собрания публи­куютсяне позднее 10 дней после дня их принятия.

2. Официальньм опубликованием федерального конституционного зако­на, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается пер­вая публикация его полного текста в «Российской газете» или Собрании за­конодательства Российской Федерации.

3. Федеральные конституционные законы, федеральные законы направля­ются для официального опубликования Президентом Российской Федерации. Акты палат Федерального Собрания направляются для официального опубли­кования председателем соответствующей палаты или его заместителем.

4. Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты па­лат Федерального Собраниявступают в силу одновременно на всей террито­рии Российской Федерациипо истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен дру­гой порядок вступления их в силу.

5. Федеральный конституционный закон, федеральный закон, акт палаты Федерального Собрания, в который были внесены изменения или дополне­ния, может быть повторно официально опубликован в полном объеме.

Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г.«О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов феде­ральных органов исполнительной власти» установлены следующие моменты:

1. Акты Президента Российской Федерации (указы и распоряжения) и ак­ты Правительства Российской Федерации (постановления и распоряжения) подлежат обязательному официальномуопубликованию в «Российской газе­те» и Собрании законодательства Российской Федерациив течение 10 дней после дня их подписания.

2. Акты Президента Российской Федерации, имеющие нормативный харак­тер,вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федера­циипо истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования.

3. Акты Президента РФ, содержащие сведения, составляющие государст­венную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.

4. Акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерациипо истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования.

5. Акты Правительства РФ, содержащие сведения, составляющие государ­ственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в си­лусо дня их подписания.

6. В актах Президента РФ и актах Правительства РФ может быть установ­лен другой порядок вступления их в силу.

7. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомст­венный характер, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат обязательному официальномуопубликованию в газете «Российские вести»в течение 10 дней после дня их ре­гистрации.

8. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Феде­рацииво истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (принят 12 августа 1995 г.)нормативные правовые акты органов местного само­управления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие пра­ва, свободы и обязанности человека и гражданина,вступают в силу после их официального опубликования.

11. Действие нормативно-правового акта во времени, в пространстве и по кругу лиц

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Юридическая техника

Вступление нормативных актов в силу

Значимость вступления нормативных актов в силу

М. С. Студеникина отмечает, что нормы права, устанавливающие порядок вступления законов в силу, позволяют избежать неоправданных задержек с их опубликованием. Ведь не секрет, что, используя сугубо технический прием задержки с опубликованием, государственные органы, не относящиеся к законодательной ветви власти, могут на длительное время отсрочить вступление в силу уже принятого закона, заблокировав тем самым его реализацию.

К сожалению, установленная норма не подкреплена никакой ответственностью за ее несоблюдение. Кроме того, сложно найти основание, которое могло бы запретить заинтересованным структурам задерживать срок официального опубликования закона.

Поскольку момент вступления нормативных актов в силу напрямую связывается с их опубликованием, следует выяснить, когда же таковой наступает. В Институте законодательства и сравнительного правоведения комментируют данную ситуацию следующим образом: «Формулировка «со дня опубликования» предполагает, что день опубликования включается в срок вступления акта в силу; формулировки «после дня официального опубликования» и «после опубликования» означают, что срок вступления в силу акта начинается со следующего дня после дня его официального опубликования».

Способы вступления нормативных актов в силу

Момент вступления в силу нормативных правовых актов определяется различными способами.

Первый способ. В законодательстве устанавливается следующее общее правило: нормативный акт вступает в силу после определенного срока со дня их опубликования. Нет особой необходимости доказывать, какую важную роль играет вступление закона в силу не сразу после его опубликования, а по прошествии определенного срока, позволяющего субъектам права уяснить содержание нормативного акта, пока он находится в состоянии «бездействия», сообразовать с ним свое поведение.

Однако сроки вступления в силу различаются в зависимости от того, о каком виде нормативного акта идет речь.

На сей счет установлены следующие правила:

  • законы вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования;
  • указы Президента РФ, имеющие нормативный характер, вступают в силу по истечении семи дней после дня их официального опубликования;
  • постановления Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу по истечении семи дней после дня их официального опубликования;
  • ведомственные нормативные акты вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования.

Практика свидетельствует, что это общее правило мало используется.

Второй способ. Чаще используется другое правило: нормативный акт вступает в силу с указанной в нем конкретной календарной даты. В большинстве случаев устанавливаемая конкретная дата увеличивает временной разрыв между днем опубликования закона и днем введения его в действие.

Например, Уголовный кодекс РФ был принят 13 июня 1996 г., а вступил в силу с 1 января 1997 г.; Семейный кодекс РФ был принят 29 декабря 1995 г., введен в действие (за некоторыми исключениями) с 1 марта 1996 г. Бесспорно, такая регламентация сроков вступления законов в силу обеспечивает гражданам большую возможность ознакомиться с самим законом, осмыслить вводимые им новеллы, настроить общественное мнение на их неуклонное исполнение.

Третий способ. Вступление закона в силу со дня его официального опубликования стало приоритетным способом в последнее время. Но объяснить эту тенденцию объективными причинами, кроющимися в самой специфике принятых законов, весьма затруднительно. В число законов, вводимых в действие непосредственно со дня опубликования, попали законы, совершенно разные и по своему объему, и по кругу субъектов, которым они адресованы, и по характеру регулируемых отношений. В этой группе есть законы, состоящие всего из одной-двух статей, а есть и такие, которые насчитывают 100 статей и более.

Четвертый способ. Закон вступает в силу при наступлении определенного события или при условии совершения каких-либо действий. Отлагательное условие для вступления закона в силу — довольно распространенный вариант при определении начального момента действия закона во времени. Наиболее отчетливое проявление этот вариант находит в случаях, когда речь идет о связи вступления закона в силу с принятием какого-то специального законодательного акта.

Например, в Федеральном законе от 30 ноября 1994 г. № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» предусматривалось, что гл. 17 ГК РФ вступает в силу со дня введения в действие нового Земельного кодекса РФ.

Прием отлагательных условий для определения даты вступления в силу используется иногда как своеобразная уловка, чтобы отсрочить на значительное время реализацию уже принятого закона. Причины такой «отсрочки» могут быть самыми разными, в том числе конъюнктурными.

Безусловно, М. С. Студеникина права, когда утверждает, что «в законодательной деятельности абсолютным должно быть правило — закон может приниматься только тогда, когда для этого созрели все условия. Если же этого нет, то работа на «опережение» в законотворчестве, под каким бы предлогом она ни проводилась, не может поощряться. Само же последующее использование в такой ситуации приемов отсрочки введения в действие уже принятых законов должно признаваться нелегитимным».

Если рассматривать данные способы вступления нормативных актов в силу с точки зрения простоты и точности определения момента вступления в силу закона, наиболее предпочтительным выглядит способ, при котором в законе указывается конкретная календарная дата, с которой закон вводится в действие. Однако даже он не во всех случаях является удобным. Это связано с многоэтапной процедурой принятия, согласования и одобрения законов.

Вступление в силу нормативно-правовых актов

В Российской Федерации

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 14 июня 1994 г. федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания РФ вступают в силу по истечении десяти дней после их официального опубликования. Этот порядок вступления актов в законную силу действует, если самими законами и актами не установлен другой порядок вступления их в силу (в том числе и на основании отдельного документа о вступлении их в силу).

Акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования (п.п. 5, 6 Указа Президента РФ от 23.05.96 г. № 763). Иные акты Президента РФ и Правительства РФ, в том числе акты, содержащие сведения, состав­ляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального харак­тера, вступают в силу со дня их подписания.

Данный порядок является общим, если самими актами не установлен другой порядок вступления в силу.

В соответствии со ст. 78, 79 Федерального конституционного закона от 21.07.94 г. решения Конституционного Суда РФ вступают в силу немедленно после их провозглашения и подлежат незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной влас­ти РФ, субъектов РФ, которых касается принятое решение.

Порядок вступления в силу нормативно-правовых актов (НПА) федеральных органов исполнительной власти.

Если порядок вступления в силу данных нормативно-правовых актов не определен в самом акте, то в соответствии с п. 12 Указа Президен­та РФ от 23.05.96 г. эти акты вступают в силу по истечении десяти дней после дня их официального опубликования.

Порядок вступления в силу НПА Государственного таможенного комитета РФ.

Если срок вступления в силу НПА ГТК РФ не определен в самом документе, то нормативные акты ГТК РФ общего характера вступают в силу по истечении тридцати дней после их опубликования этим комитетом. Иные правовые акты ГТК РФ (внутриведомственного характера, нормативно-технические) вступают в силу с момента их подписания, если в самих актах не установлен более поздний срок вступления в силу (Ука­зание ГТК РФ от 02.07.97 г. № 01-14/836).

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 12.12.90 г. № 394-1 нормативные акты Банка России вступают в силу со дня их официаль­ного опубликования в официальном издании Банка России — «Вестнике Банка России». Исключение составляют случаи, установленные Советом директоров (Приказ Центробанка РФ от 15.09.97 г. № 02-395).

Признаки правового закона

Признаки правового закона
обладает высшей юридической силой
выражает и закрепляет объективированную в праве меру свободы людей и устанавливает меру должного поведения (обязанности)
воплощает принцип формального равенства
содержит такие элементы права как нравственность, справедливость, гуманизм
является необходимой составной частью объективного складывающегося в обществе права

Нормы права

Понятие юридической нормы

Пояснение

Норма (от лат. «Norma») — мера, правило, образец, стандарт, модель. Юридическая норма (норма права) — это установленное и обеспе­чиваемое государством общеобязательное правило поведения, предназна­ченное для регулирования отношений в обществе. Нормы права — прави­ла поведения называют еще типичными нормами. Деление на типичные и нетипичные происходит в зависимости от роли в регулировании обще­ственных отношений. Нормы права не сводятся только к правилам пове­дения, которые составляют лишь одну, хотя и наиболее распространенную разновидность юридических норм.

Для определения нормы права (типичной и нетипичной — вместе) можно привести еще одну дефиницию: норма права — это имеющее определенную логическую структуру и выраженное в установленной форме общее правило, регулирующее типичное общественное отношение. Она может выражать общее правило поведения для субъектов права в том или ином конкретном случае, выражать принципы и определения, которые также имеют общее значение, закрепляя основы, исходные положения данной системы права (А.В. Сурилов).

Типичные нормы права — это правила поведения. Они непосредственно регулируют отношения между субъектами права, устанавливая определенные права и обязанности, а также способы их защиты.

Типичные нормы права подразделяются на регулятивные и правоохранительные. Регулятивные нормы права бывают обязывающими, зап­рещающими или управомочивающими. Правоохранительные нормы права обычно являются обязывающими, но иногда они изложены как управомочивающие (смотри: УК, КоАП, ГК, КЗоТ РФ).

Обязывающие нормы права устанавливают обязанность для субъек­та права совершать определенные действия, требуют активного обязательного поведения. При их изложении могут употребляться глаголы «должен», «обязан» и т.п.

Пример. В части 1 ст. 614 ГК РФ указано: «Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом». Статья 59 КЗот РФ гласит: «Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха долж­на быть не менее сорока двух часов». Часть 1 статьи 80 СК РФ: «Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей».

Обязывание может быть выражено и без использования специальных глаголов, например: «Государственная Дума избирается сроком на четыре года» (ч. 1 ст. 96 Конституции РФ).

Запрещающие нормы права устанавливают обязанность для субъек­та права воздерживаться от совершения определенных действий. При их изложении обычно используются глаголы «воспрещается», «запрещается», «не допускается» и т.п.

Пример. «Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд» (ч. 3 ст. 81 Конституции РФ). «Не подлежит возмещению вред, причиненный в состоянии необходимой обо­роны, если при этом не были превышены ее пределы» (ст. 1066 ГК РФ). «Муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка» (ст. 17 СК РФ). «При предоставлении жилых помещений не допускается заселение одной комнаты лицами разного пола старше девяти лет, кроме супругов. Не допускается заселение освободившихся жилых поме­щений в домах, подлежащих сносу, капитальному ремонту, а также жи­лых помещений, подлежащих переводу в нежилые» (ч. 2, 3 Жилищного кодекса РБ, ч. 2 ст. 22 УК РБ, ст. 33 КоБС РБ).

Управомочивающие нормы предоставляют право на совершение определенных действий. При их изложении обычно употребляются выражения «имеет право», «вправе», «может», «возможно» и т.п.

Пример. «Если вследствие просрочки должника исполнение утратило интерес для кредитора, он может отказаться от принятия исполне­ния и требовать возмещения убытков» (ч. 2 ст. 405 ГК РФ). «Судьи вправе задавать вопросы свидетелю в любой момент судебного следствия» (ч. 4 ст. 283 УПК РСФСР). «Дисциплинарное взыскание может быть обжало­вано в порядке, установленном законодательством. Орган, рассматрива­ющий трудовой спор, вправе учитывать тяжесть совершенного проступ­ка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующее поведе­ние работника, отношение к труду, а также соответствие дисциплинарно­го взыскания тяжести совершенного проступка» (ч. 6, 7 ст. 136 КЗоТ РФ).

Признаки норм права
общеобяза­тельное пра­вило поведения установленное, санкциониро­ванное государ­ством обеспечивается принудительной силой государ­ства определяет права и обязанности субъектов право­отношений
устанавливающие общие правила поведения выступающие в качестве регулятора общественных отношений

Пояснения

Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; Нарушение авторского права страницы

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector