Сущность государства у моизма
Моизм
Моизм – древнекитайская философско-религиозная концепция, затрагивающая в основном социальную и религиозную сферы бытия человека. Эта концепция имеет два основных этапа своего развития: ранний или оригинальный моизм и поздний моизм, когда само учение разделилось из-за децентрализации. Но о всём по порядку.
Само учение было создано мыслителем Мо Ди более двадцати пяти веков назад и названо в его же честь Мо Цзя (школа Мо, или буквально – монеты); Мо Ди, в прошлом сторонник конфуцианства, позже выступил с резкой его критикой, что послужило этому причиной, неизвестно, но критика и новые взгляды Мо Ди были сформированы в подробный, но плохо сохранившийся свод трактатов, легший в основу моизма. Трактаты Мо Цзы позже были дополнены сочинениями учеников Мо Ди и составили: одиннадцать глав авторства самого основателя моизма, четыре главы Цзин (Канон) и Цзин Шо (Разъяснение канона), две главы Дао Цзюй (Большой выбор) и Сяо Цюй (Малый выбор). Главы трактатов «выборов» называют моистской диалектикой (Мо Бянь).
Прежде чем мы перейдём к рассмотрению учения самого моизма, следует рассказать о учениках и последователях Мо. Они были не простые мыслители, как например эллины, а военизированная религиозно-политическая организация, адепты которой были способны и выполняли радикальные акции, в том числе показательные казни и даже массовые самоубийства. Для пропаганды и защиты своего учения моисты разработали оригинальный метод, в котором можно усмотреть эристико-семантическую протологику. Популярность моизму принесла не только такая активная деятельность его последователей, но и явный популизм, а так же методологическая проработанность, и, естественно, провозглашаемая забота о народе и пропаганда социального равенства, что в общем-то и есть популизм моизма. Религиозная направленность и характер организации последователей этого древнекитайского учения позволяют заметить в нём черты секты. Но несмотря на это, сам моизм явился первой аргументированной критикой – теоретическим и практическим ответом на конфуцианство.
В своих трактатах Мо Ди сформулировал десять основных критериев:
- Всеобщая любовь человека к человеку и сопутствующая этому взаимная выгода;
- Почитание мудрости или мудрых-достойных (Шан Сянь);
- Почитание единства или объединения (Шан Тун);
- Ненападение, пацифизм (Фэй Гунн);
- Неприятие музыки (Фэй Юэ);
- Бережливость при захоронениях (Цзе Цзан, ответ расточительным обрядам конфуцианства, с критикой которых так же выступал моизм);
- Общая бережливость, уменьшение потребления, гедонизма (Цзе Юн);
- Признание воли Неба (Тян Чжи);Отрицание судьбы (Фэй Мин);
- Духовность, в смысле понимание и признание воли духов (Мин Гуй).
Мо Ди отрицал мнение конфуцианства о предначертанной судьбе, он заявлял, что человек сам волен выбирать свой путь и как его реализовывать в своём служении Небу. Также он верил в духов и группировал их на добрых, которые вознаграждают исполнящих волю Неба, и злых, которые карают за действия, противные Небу. Саму же волю Неба он трактовал как любовь человека к человеку и взаимное равенство, Мо Ди считал, что Небо создало всех равными и только человек понимающий и признающий это, а также воплощающий в своих деяниях волю Неба, достоин. В связи с этим моизм критиковал сословные привилегии, наследование должностей и титулов, а так же антинародные действия власти, в том числе войны или любые решения в ущерб народу с стороны императора. Истинного ставленника Неба в лице императора Мо Ди признавал только в том правителе, который не окружает себя из служащих родственников и заискивающей знати, кто не почитает сословность и политическое влияние, а как «древние правители назначает на должности, исходя не из сословного статуса, а из способностей, мудрости и усердия». Так же моизм критиковал любые войны, в-первых, как источник страдания народа обоих стран, в-вторых, так как признавал свободу народа и суверенитет другой страны. Грамотное взаимодействие власти и народа и должно было привести к единению (Тун), результатом которого стала бы взаимная выгода. Как писал сам Мо Ди: «Правитель будет вознаграждать подданных за усердие и таланты, а подданные будут стараться угодить императору (как ставленнику воли Неба – прим. автора)».
Наследие моизма
Затем произошёл распад моизма на несколько течений Бе Мо, снижение влияния этих течений произошло в ходе антигуманных репрессий при династии Цинь, а в последующем политическая опала под влиянием конфуцианства при династии Хань. Однако моизм, утратив политический вес, продолжал существовать как духовное наследие среди потомков своих последователей. Сам моизм и в изначальной своей форме сформулированной Мо Ди имел ряд недостатков, к основным из которых можно отнести в-первых, сам факт религиозного объяснения и организации социально-политического управления, в-вторых, изначально защищая и обосновывая форму договорного и социально полезного мотива возникновения государства, моизм пришёл к восхвалению деспотично-бюрократической модели власти.
Однако, существенный вклад в философию древнего Китая внесли труды моистов в области логики и гносеологии. Сам Мо Ди выдвинул тезис о том, что основой познания человека является мир реальных вещей, исследуемый через органы чувств. Логический же тезис моизма следующий: рациональность любого суждения должна последовательно соответствовать трём критериям:
- Суждение обязано иметь разумное основание;
- Оно должно иметь источник происхождения;
- И суждение обязано иметь применимость в действительности.
Последователи Мо Ди в основном совершенствовали как раз логические и гносеологические взгляды основателя моизма. Ученики создали стройную систему ступеней познания мира, где главными были два тезиса о том, что основу мироздания составляют познаваемые чувственно и рационально вещи, а также различие способности разума к познанию и само знание как таковое. Так,они делили знание как таковое на три степени:
- Услышанное знание (Вэнь);
- Непосредственное (Цинь);
- Осмысленное разумом (Шо).
Постижение же истинного знания возможно путём осмысления чувственного опыта, то есть фактически интерпретации экспериментальных данных и наблюдений.
Как становится понятно из этой краткой статьи,моизм внес существенный вклад в философию на религиозном, социально-политическом и логическом поприщах; не удивительно, почему в современности к учению Мо Ди проснулся интерес, в том числе по поиску основ научности в древнекитайской философии и соотнесения их с западными взглядами.
Сущность государства у моизма
ru.knowledgr.com
Моизм или моизм были , развитой последователями (также называемый Мо Цу (Владелец Мо), как Micius), 470 до-н.э-c.391 до н.э. Это развилось в приблизительно то же самое время как , и , и было одной из четырех главных во время (от 770 до н.э к 480 до н.э) и (от 479 до н.э к 221 до н.э).
В течение того времени моизм (墨 Мо) был замечен как крупный конкурент к конфуцианству (儒 Жу). , которая объединила в 221 до н.э, принятая как официальная правительственная философия.
, которая следовала за принятым конфуцианством как за официальной государственной философией, также, как и большинство других последовательных династий.
Даосизм и более поздний буддизм, также играли важную роль в более поздней китайской жизни и мысли, в то время как моизм почти исчез как отдельная философская школа.
Лекция 3. Понятие и сущность государства.
Монархия (от греческого монархия – власть одного) – это форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит одному лицу, монарху, она передается по наследству, и он не несет ответственности перед населением. Существуют следующие виды монархической формы правления: абсолютная (неограниченная) монархия и конституционная (ограниченная), которая в свою очередь, подразделяется на дуалистическую и парламентарную монархии. Абсолютная (неограниченная) монархия – характеризуется тем, что монарх является единственным высшим органом государства.
Моизм
Вид доклад Язык русский Дата добавления 10.12.2015 Размер файла 19,5 K Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ДОКЛАД По дисциплине: История политических и правовых учений На тему: «» Выполнил: Студент группы зм-6152 Копотилов Георгий Николаевич Ханты-Мансийск 2015 С критикой правления наследственной аристократии выступил Мо-цзы (приблизительно 479-400 гг.
до н. э.) — основатель школы моистов.
выражал интересы мелких собственников — свободных земледельцев, ремесленников, торговцев,
Моизм
Не следует путать с .
Мои́зм ( 墨家, : mòjiā, : мо цзя) — школа V—III веков до н.
Если проводил различие между любовью к семье и родителям и любовью к иным ближним, Мо-цзы призывал одинаково любить всех без различия. Образцом верности принципу всеобщей любви считали великого — легендарного правителя древности, который усмирил .
Моисты создали организацию, спаянную жёсткой дисциплиной, которая оказывала помощь княжествам, подвергшимся нападению соседей. Главной целью моистов было установление мира во всей Поднебесной и удовлетворение минимальных материальных потребностей максимального числа людей, а также выдвижение на государственные должности людей по способностям и заслугам, а не по происхождению и знатности. После смерти Мо-цзы его организация распалась на три течения, обобщённо называемые поздним моизмом.
Понятие и сущность государства
Множественность понятия «государство».
В различные исторические периоды научная мысль пыталась дать свое определение государства, используя те объективные факторы, которые имели место в данный период и отражали особенности того или иного конкретного государства.
В политико-юридической литературе существует множество дефиниций понятия «государство». Его определяют: 1) и как
«общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства»
(Н. Коркунов); 2) и как
«естественно возникшую организацию властвования, предназначенную для охраны определенного правопорядка»
Тихомиров); 4) и как «союз людей, властвующий самостоятельно и исключительно в
Политические и правовые идеи моизма
Основатель моизма Мо-цзы (479—400 гг.
Из 71 главы книги Мо-цзы 18 были утеряны безвозвратно. Мо-цзы по-новому трактовал традиционное понятие «воля неба» и подчеркивал, что «небо придерживается всеобщей любви и приносит всем пользу». Моизм отстаивает идею равенства всех людей.
«Небо не различает малых и больших, знатных и подлых; все люди — слуги неба, и нет никого, кому бы оно не выращивало буйволов и коз, не откармливало свиней, диких кабанов, не поило вином, не давало в изобилии зерно, чтобы (люди) почтительно служили небу.
Разве это не есть выражение всеобщности, которой обладает небо? Разве небо не кормит всех?» Мо-цзы выдвинул идею естественного, в форме некоего общественного договора, происхождения государства.
Моизм о принципах государственного устройства
Интересы свободных ремесленников, земледельцев, торговцев, мелких чиновников в их борьбе с родовой аристократией выражал моизм.
Основателем этой философской школы был Мо Ди (Мо-цзы) (479–400 гг.
до н.э.), взгляды которого его последователи изложили в работе «Мо-цзы». Доктрина Мо-цзы основана на культе неба (Тянь), который, однако, интерпретируется не теологически, а рационалистически. Теологическая интерпретация рассматривает волю неба как важную силу, определяющую все происходящее на земле.
Воля неба неведома людям, поскольку «воле небес не присущи ни запах, ни звук». Мо-цзы дает рационалистическое объяснение воли неба, которое составляет основу его политической теории. Прежде всего, он отбрасывает судьбу, фатализм, предопределение, которые приписывались воле небес.
Небо ничего конкретно не предопределяет.
Мо-цзы считал, что принятие концепции судьбы лишает смысла человеческие поступки.
Древнейшие политико-правовые учения
СОДЕРЖАНИЕ РЕФЕРАТА: «Древнейшие политико-правовые учения» I. Введение….……………………….…………………….……… II.
III. Заключение. IV. Литература. Введение Древнейшие политико-правовые учения возникли в Египте, Индии, Палестине, Китае и других странах Древнего Востока. В цивилизациях Древнего Востока сложился самый ранний тип общества, пришедшего на смену первобытному.
Экономически он характеризуется господством патриархального натурального хозяйства, устойчивостью государственных форм собственности на землю и общинного
Моизм
Не следует путать с . Мои́зм ( 墨家, : mòjiā, : мо цзя) — школа V—III веков до н.
э., которая разрабатывала программу усовершенствования общества через знание; единственная школа древнекитайской философии, именуемая в традиционной культуре по имени основателя. Основатель — , по-видимому, происходящий из ремесленников, был прославлен как военный деятель и дипломат, стремившийся умиротворить Поднебесную.
Мо-цзы считал обряды и церемонии бессмысленной растратой средств и призывал к личной покорности воле небес. Если проводил различие между любовью к семье и родителям и любовью к иным ближним, Мо-цзы призывал одинаково любить всех без различия. Образцом верности принципу всеобщей любви считали великого — легендарного правителя древности, который усмирил .
Моисты создали организацию, спаянную жёсткой дисциплиной, которая оказывала помощь княжествам, подвергшимся нападению соседей. Главной целью моистов было установление мира во всей Поднебесной и удовлетворение минимальных материальных потребностей максимального числа людей, а также выдвижение на государственные должности людей по способностям и заслугам, а не по происхождению и знатности.
Сущность государства у моизма
ru.knowledgr.com
Грэм, вероятно, прав, например, предположить, что после объединения Циня, моисты потеряли политическое влияние, которое они проявили как опытные мастера и специалисты по защите, которые помогли меньшим государствам выжить в течение Враждующей эры государств (1989, p. 34). Но основной фактор, вероятно, что как социальное и философское движение, моизм постепенно разрушался в неуместность.
К середине прежней династии Хань более привлекательные аспекты моистской мысли были все разделены с конкурирующими школами.
Их основные этические доктрины были в основном поглощены в конфуцианство, хотя в измененной и несистематической форме. Главные особенности их политической философии были, вероятно, разделены с большинством других политических мыслителей, и их фирменная оппозиция войне была предоставлена эффективно избыточная объединением.
Философия языка, эпистемология, метафизика и наука о более поздних
Моизм о принципах государственного устройства
Небо служит образцом для взаимоотношений между людьми, поскольку оно только желает, чтобы люди любили друг друга.
Образцом же для правителя небо может служить также благодаря своему человеколюбию.
«Небо не хочет, чтобы большое царство нападало на малые, сильная семья притесняла слабую маленькую семью, чтобы сильный грабил слабого, сильный обманывал наивного, знатный кичился перед незнатным»
. Напротив, небо «желает, чтобы люди помогали друг другу.
чтобы верхи проявляли усердие в управлении страной, чтобы в Поднебесной царил порядок, а низы были усердны в делах».
Моизм
С развёрнутой критикой моизма выступил конфуцианец .
В эпоху моизм составлял серьёзную конкуренцию в качестве господствующей идеологии Китая. Однако после объединения Китая при он практически исчез из политической и философской практики Китая, основополагающие тексты оказались включены в .
Вновь интерес к моизму проявился в конце XIX века, выпустил наиболее авторитетную редакцию трактата «Мо-цзы» (1894, второе дополненное издание 1907).
Глубокий интерес к философской школе проявляли и , поскольку уже в 1922 году был выполнен частичный перевод трактата на немецкий язык.
Серьёзные исследования философии моизма были опубликованы во второй половине XX века; наиболее существенный вклад в современное понимание моизма был сделан .
Понятие и сущность государства
; 6) «государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы удержать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы» (Ленин).
Алексеев). Многообразие взглядов на государствообусловлено тем, что само государство – это чрезвычайно сложное, многогранное и исторически меняющееся явление. Научность этих взглядов определяется степенью зрелости человеческой мысли в тот или иной период развития общества, объективностью методологических подходов к изучению
Древнейшие политико-правовые учения
и Китайскую (400 – 2000 гг. н.э.) цивилизации. Главенствующее место в политическом сознании раннеклассовых обществ занимали мифы о божественном, сверхъестественном происхождении общественных порядков.
Цари, жрецы, судьи и другие представители власти считались потомками или наместниками богов и наделялись священными чертами. Основы общества объявлялись божественными установлениями, и любая попытка посягательства на них рассматривалась как вызов богам.
Политические взгляды были тесно переплетены с общемировоззренческими, моральными и иными представлениями.
Лекция 3. Понятие и сущность государства.
Он является главой законодательной, исполнительной и судебной власти. Абсолютная монархия типична для позднего феодализма, в современное время такова форма правления в Саудовской Аравии, Омане. Дуалистическая монархия – это первоначальная форма ограниченной, или конституционной, монархии.
Здесь мы наблюдаем уже возникающее или даже довольно развитое разделение властей – законодательной власти от исполнительной.
Законодательная власть в принципе принадлежит парламенту, который избирается подданными или определенной их частью, если избирательное право цензовое. Исполнительна власть принадлежит монарху, который осуществляет ее непосредственно или через назначаемое им правительство.
Судебная власть принадлежит монарху, но может быть и более или менее независимой. Однако разделение властей при данной форме правления обычно урезанное. Законы принимаются парламентом, но монарх пользуется правом абсолютного вето, то есть без его утверждения закон в силу не вступит.
4. Сущность государства: различные подходы
Между тем это в корне неверно. Главное в сущности государства — его содержательная сторона, другими словами, то, чьи интересы прежде всего данная организация политической власти осуществляет, какие приоритеты устанавливает в своей политике.
В этой связи можно выделить классовый, общечеловеческий, религиозный, национальный, расовый подходы к сущности государства. Хронологически первым выступает классовый подход, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти экономически господствующего класса. Здесь государство используется в узких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса, слоя, социальной группы.
В этом случае первоочередное удовлетворение интересов каких-либо классов не может не вызывать сопротивления у других классов.
Отсюда проблема в постоянном «снятии» данного сопротивления с помощью насилия, диктатуры, господства.
3.2 Сущность государства
И лишь после того, как отдельные социальные группы и слои осознали уникальность государственной организации общества и попытались использовать ее в своих целях, произошло изменение сущности государства.
Оно было приспособлено выражать интересы социальных сил, стоящих у власти.В юридической литературе было высказано мнение, что сущность государства является составной частью его понятия (проф.
Однако сущность — самостоятельная категория, обобщающая ключевые проявления государственной власти, в том числе ее социальное назначение и направленность деятельности.В настоящее время сложились два основных подхода к трактовке сущности любого государства.
1. Происхождение и сущность государства
Мор в «Утопии» утверждал, что «все остальные правительства, которые я вижу или знаю, — это заговор богатых. чтобы можно было заставить бедняков трудиться за самую низкую плату и угнетать их как угодно».
Выдающийся французский мыслитель Сен-Симон критически оценивает государство, в котором
«невежество, суеверие, лень и страсть к разорительным удовольствиям составляют удел главарей общества, а способные, бережливые, трудовые люди подчинены им и используются в качестве орудий»
. Приемлемым, с его точки зрения, является управление, а не политика, управление вещами, а не людьми.
Дальнейшее развитие эта линия получила у К. Маркса, который считал государство аппаратом насилия, создаваемым и используемым эксплуататорами, экономически господствующим классом для охраны и закрепления своего господства.
Философия права
Моизм
С идеями конфуцианства боролся философ Мо-цзы (Мо Ди) (479-400 гг. до н. э.), по имени которого и названо это направление в философско-правовой парадигме Древнего Китая.
Мо-цзы выдвинул довольно необычную и прогрессивную для того времени версию видения генезиса государства. Ему принадлежит одна из первых в истории мировой философско-правовой мысли концепций договорного возникновения государства. В соответствии с такой концепцией Мо-цзы защищает идею естественного равенства людей. Он доказывает, что все люди равны перед Божественным Небом, которое не различает малых и больших, знатных и простых; все люди — слуги Неба. Естественно-правовая концепция в ее современном понимании Мо-цзы и его последователями глубоко не разрабатывалась, а развивалась по Конфуций. Лунь-юй, Указ. соч.
пути разработки прикладных аспектов. В частности, на базе признания равенства моисты осуждали замещение государственных должностей по принципу происхождения и родства. Моизм считает, что источником мудрости являются не врожденные добродетели и не чтение книг, а знания, почерпнутые из жизни простого народа. Поэтому на государственные должности следует выдвигать наиболее мудрых с этой точки зрения людей независимо от их происхождения. Способности человека к государственному управлению должны определяться по его деловым качествам -желанию служить простому народу, усердию в делах и т. п.
Основными причинами неурядиц и беспорядков в государстве моизм считает несоблюдение правителями заветов и традиций старины, алчность, войны к как следствие этого, нищета простого народа.
В противовес конфуцианской системе этико-правовой регуляции общественной жизни Мо-цзы выдвинул «десять принципов»: почитание мудрости; почитание единства; всеобщая любовь и взаимная выгода; ненападение; неприятие музыки; бережливость; бережливость при захоронениях; неприятие судьбы; признание воли неба; духовидение. Главным из них считается «принцип всеобщей любви и взаимной выгоды».
В учении моизма утверждается, что конфуцианское человеколюбие представляет собой корыстную любовь, основанную на привязанности по крови и приоритете родственных связей. Но такая любовь еще не является настоящей любовью. Истинное человеколюбие подразумевает равносправедливые отношения ко всем людям без различий по родственному или сословному признакам. В учении Мо-цзы прослеживаются призывы к тому, чтобы люди помогали друг другу, чтобы сильный помогал слабому, чтобы люди учили друг друга, чтобы знающий учил незнающего, чтобы люди делили друг с другом имущество и т. п.
Идеальной государственной властью Мо-цзы считал государство с мудрым правителем во главе и четко отлаженной исполнительной службой. Мудрый правитель обязательно должен иметь усердных прямодушных слуг, которые не боятся говорить правду в лицо. Но главным условием существования государства Мо-цзы считал упомянутые «десять принципов».
Основой управления государством в моизме считается принцип почитания мудрости. Мо-цзы приводит в пример правителей древности, которые назначали на должность способных, не создавали группировок из родственников, не питали особой благосклонности к знатным, не испытывали пристрастия к внешней красоте. Принцип всеобщей любви и взаимной выгоды применительно к государству в моизме означает следующее.
Во-первых, он проявляется в признании и уважении суверенитета другого государства, а также в категорическом осуждении войн. Во-вторых, внутри государства этот принцип проявляется в том, что государственные чиновники из любви к государю проявляют усердие по службе, не раздумывая, повинуются ему, а государь платит им ответной любовью — назначает высокое жалование, награждает рангами знатности и земельными наделами, дает в подчинение людей.
Политико-правовые идеалы Мо-цзы весьма противоречивы. Уповая на этические принципы взаимоотношений в государстве, он все же склоняется к этатизму и деспотии. Залог и основу прочнсти государственной власти Мо-цзы видит в единообразном исполнении чиновниками воли государя. Для установления же полного единства государства предлагается насаждать единомыслие, искоренять вредные учения и поощрять доносы. Поддерживать данный порядок следовало при помощи наказаний и наград, соразмерных совершаемым поступкам.
Таким образом, моизм, изначально оговорив и обозначив договорную концепцию происхождения государства, в итоге фактически отбросил идеи общественного договора и естественного равенства, восхваляя деспотически-бюрократическую форму государственного устройства.
Такого рода взгляды Мо-цзы на государственное единство были близки к взглядам легистов.
Моизм о принципах государственного устройства
Интересы свободных ремесленников, земледельцев, торговцев, мелких чиновников в их борьбе с родовой аристократией выражал моизм. Основателем этой философской школы был Мо Ди (Мо-цзы) (479–400 гг. до н.э.), взгляды которого его последователи изложили в работе «Мо-цзы».
Доктрина Мо-цзы основана на культе неба (Тянь), который, однако, интерпретируется не теологически, а рационалистически. Теологическая интерпретация рассматривает волю неба как важную силу, определяющую все происходящее на земле. Воля неба неведома людям, поскольку «воле небес не присущи ни запах, ни звук».
Мо-цзы дает рационалистическое объяснение воли неба, которое составляет основу его политической теории. Прежде всего, он отбрасывает судьбу, фатализм, предопределение, которые приписывались воле небес. Небо ничего конкретно не предопределяет. Мо-цзы считал, что принятие концепции судьбы лишает смысла человеческие поступки.
Небо служит образцом для взаимоотношений между людьми, поскольку оно только желает, чтобы люди любили друг друга. Образцом же для правителя небо может служить также благодаря своему человеколюбию. «Небо не хочет, чтобы большое царство нападало на малые, сильная семья притесняла слабую маленькую семью, чтобы сильный грабил слабого, сильный обманывал наивного, знатный кичился перед незнатным». Напротив, небо «желает, чтобы люди помогали друг другу. чтобы верхи проявляли усердие в управлении страной, чтобы в Поднебесной царил порядок, а низы были усердны в делах» [1] .
Учение о государстве. Отрицая предопределение, Мо-цзы исходил из свободы и естественного равенства всех людей: «Небо не различает малых и больших, знатных и подлых; все люди – слуги неба, и нет никого, кому бы оно не выращивало буйволов и коз, не откармливало свиней, диких кабанов, не поило вином, не давало в изобилии зерно. Разве это не есть выражение всеобщности. «.
Воля неба проецируется на организацию жизнедеятельности общества. Гармонизация и порядок во взаимоотношениях между людьми в государстве, между правителем и подданными должны быть основаны на десяти принципах: 1) «понимание мудрости»; 2) «почитание единства»; 3) «всеобщая любовь и взаимная выгода»; 4) «против нападений»; 5) «против музыки»; 6) «за бережливость при захоронениях»; 7) «против судьбы»; 8) «воля неба»; 9) «духовидение»; 10) принцип «всеобщей любви и взаимной выгоды», которому придавалось основное значение, что сочеталось с отрицанием фатализма.
В отличие от Конфуция с его принципом любви к ближнему (родственнику или покровителю), Мо-цзы проповедовал любовь к дальнему. Любовь к ближнему, по его мнению, является «отдельной любовью», такой любви небо не учит, оно учит «всеобщей любви». Отсюда, по Мо-цзы, главной причиной беспорядков в государстве является «отдельная любовь», несущая «взаимную ненависть». Мо-цзы призывал: «Необходимо отдельную любовь, корыстную выгоду заменить всеобщей любовью, взаимной выгодой» [2] .
Следует заметить, что вся доктрина Мо-цзы противоречива, поскольку отражает интересы неустойчивой социальной группы мелких собственников. Так, например, добродетель всеобщей любви в доктрине Мо-цзы особым образом сочетается с принципом взаимной выгоды. Всеобщую любовь следует рассматривать не как отказ от материальных благ ради общего дела, а наоборот, как расчетливое услужение для получения вполне осязаемой выгоды. Применительно к отношениям внутри правящего сословия взаимная любовь означала, что советники и чиновники из любви к государю проявляют усердие по службе, не раздумывая повинуются ему, а он платит им ответной любовью: назначает высокое жалованье, награждает рангами знатности и наделами земли, дает в подчинение людей. Подобное понимание добродетели уже не оставляло никакого места для равенства и действительной любви к людям.
Мо-цзы рационалистически объясняет причины возникновения государства и его природу. Впервые в истории политической мысли высказывается идея естественного происхождения государства в форме общественного договора. Причины возникновения государства две: это стремление людей преодолеть социальный хаос, который делает людей похожими на зверей, и необходимость установления «единого образца справедливости» по подобию небесного.
Мо-цзы замечал, что в древности не было управления и наказания, «у каждого было свое понимание справедливости», между людьми царила вражда. «Беспорядок в Поднебесной был такой же, как среди диких зверей. Поняв, что причиной хаоса является отсутствие управления и старшинства, люди выбрал и добродетельного и мудрого человека Поднебесной и сделали его сыном неба. Только сын неба может создавать единый образец справедливости в Поднебесной, поэтому в Поднебесной воцарился порядок» [3] .
Отражая интересы простолюдинов, Мо-цзы создает модель «идеального государства». Основными элементами его доктрины являются следующие положения.
- • В этом государстве народ является высшей ценностью. Это обусловлено тем, что воля неба и воля народа совпадают.
- • Народ избирает мудрого и добродетельного правителя. Причем источником мудрости являются не врожденные знания, а его деловые качества.
- • Подражая Небу, следуя его воле, правитель должен любить народ.
- • Мудрый правитель тот, кто умело сочетает «наставления парода с наказаниями».
- • Правители должны почитать мудрость, подбирать чиновников и советников не по знатности и умению льстить им, а по деловым качествам, почтительно слушать, когда им говорят правду.
- • Прочность власти правителя основана на единообразном исполнении всеми подданными его воли; таким образом устанавливается «единый образец справедливости в Поднебесной».
Для установления порядка и полного единства государства Мо-цзы предлагал насаждать единомыслие, искоренять вредные учения и поощрять доносы. «Услышав о хорошем или плохом, каждый должен сообщить об этом вышестоящему, и то, что вышестоящий находит правильным, все должны признать правильным, а то, что вышестоящий находит неправильным, все должны признать неправильным» [4] .
Учение о праве. Поддерживать правовой порядок следовало при помощи наказаний и наград, соразмерных совершаемым поступкам.
Власть мудрого правителя должна опираться не только на насилие, наказание, но и на 1) хорошие традиции (плохие традиции и ритуалы Мо-цзы отвергал); 2) законы, которые, правда, являются подсобным средством управления; 3) 10 моральных принципов, отражающих волю неба, которым не должны противоречить пи традиции, ни законы (перечислены нами выше).
Монеты были убежденными противниками войн, выступали против решения политических споров между государствами военными средствами. Они справедливо замечали, что, вторгаясь на территорию соседнего государства, армия топчет хлеба, рубит леса, разрушает города и селения, а тысячи семей остаются без кормильцев и отцов. Однако воля неба состоит в том, чтобы все государства любили друг друга.