""

Ст 17 1 закона о защите конкуренции

Письмо ФАС РФ от 02.09.2008 N ИА/22018

«Разъяснения применения статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»

Документ по состоянию на август 2014 г.

В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) в дополнение к ранее направленным письмам о применении ст. 17.1 Закона о защите конкуренции (исх. N ИА/17747 от 17.07.2008, ИА/20133 от 12.08.2008) и в связи с поступающими вопросами о ее применении ФАС России разъясняет.

1. По вопросу применения ст. 17.1 Закона о защите конкуренции при передаче имущества органам власти и учреждениям ФАС России направил главам субъектов РФ разъяснения (исх. от 12.08.2008 N ИА/20132), в соответствии с которыми действие ст. 17.1 Закона о защите конкуренции не распространяется на случаи, когда стороной по договору о передаче имущества, которая получает право владения и (или) пользования государственным или муниципальным имуществом, выступают федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк РФ, поскольку в результате использования указанными субъектами государственного или муниципального имущества во исполнение возложенных на них полномочий данное имущество не будет вовлечено в хозяйственный оборот, то есть передача прав не окажет влияние на состояние конкуренции.

2. Законом о защите конкуренции предусмотрено три возможности предоставления государственного или муниципального имущества в пользование, в т.ч. в целях социального обслуживания населения, а также поддержки субъектов малого предпринимательства, осуществляющих приоритетные виды деятельности:

1) по результатам проведения конкурса или аукциона на право заключения данных договоров;

2) без проведения торгов, на основании актов Президента РФ, решений Правительства РФ; решения суда, вступившего в законную силу; федерального закона, устанавливающего иной порядок распоряжения этим имуществом, в случае если передаваемое имущество не закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

3) без проведения торгов, в порядке предоставления государственной или муниципальной помощи в соответствии с целями, указанными в ст. 19 Закона о защите конкуренции.

Закон о защите конкуренции, в т.ч. ст. 17.1, не препятствует предоставлению государственного или муниципального имущества в целях социального обслуживания населения, а также поддержки субъектов малого предпринимательства, осуществляющих приоритетные виды деятельности без проведения торгов в порядке, предусмотренном гл. V Закона о защите конкуренции.

Кроме того, Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определяются особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества.

3. Договоры безвозмездного пользования предусмотрены ст. 17.1 Закона о защите конкуренции как форма передачи прав владения и (или) пользования государственным или муниципальным имуществом, поскольку действующим законодательством не ограничен субъектный состав лиц, с которыми могут быть заключены договоры безвозмездного пользования государственным или муниципальным имуществом.

Государственные и муниципальные учреждения и унитарные предприятия обладают особым правовым статусом, и государственное или муниципальное имущество должно предоставляться им на праве оперативного управления или хозяйственного ведения. В этом случае имущество не передается этим учреждениям и предприятиям на основе договоров, а закрепляется за ними решением уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления.

Таким образом, ст. 17.1 Закона о защите конкуренции не распространяется на отношения по передаче (закреплению) государственного или муниципального имущества указанным учреждениям и предприятиям в оперативное управление или в хозяйственное ведение. Рассматриваемый случай также является исключением из ст. 19 Закона о защите конкуренции, устанавливающей условия предоставления государственной и муниципальной помощи.

Как уже отмечалось выше, предоставление государственного или муниципального имущества в безвозмездное пользование в соответствии с целями, предусмотренными ст. 19 Закона о защите конкуренции, осуществляется без проведения конкурсов или аукционов в порядке, установленном ст. 20 Закона о защите конкуренции.

В случае же проведения аукциона на право заключения данного договора предметом аукциона является право заключения договора. Победителем аукциона признается участник аукциона, предложивший наибольшую цену за право заключения договора безвозмездного пользования, по аналогии со ст. 38.2 Земельного кодекса РФ и ст. 46.3 Градостроительного кодекса РФ.

4. ФАС России обращает внимание на то, что Законом о защите конкуренции, вступившим в силу 26.10.2006, был введен институт государственной и муниципальной помощи.

В соответствии с п. 20 ст. 4 Закона о защите конкуренции государственная или муниципальная помощь заключается в предоставлении федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, прав доступа к информации в приоритетном порядке.

При этом согласно п. 1 ч. 1 ст. 19 Закона о защите конкуренции государственной или муниципальной помощью не является предоставление преимущества отдельному лицу по результатам торгов.

Таким образом, после вступления в действие Закона о защите конкуренции любое предоставление государственного или муниципального имущества, в т.ч. в аренду, без согласия антимонопольного органа, за исключением случаев, предусмотренных ч. 1 ст. 20 Закона о защите конкуренции, или без проведения торгов (конкурсов, аукционов) является нарушением порядка предоставления государственной и муниципальной помощи, предусмотренного ст. 20 Закона о защите конкуренции, и влечет за собой последствия в виде признания недействительными актов органов власти в части предоставления государственной или муниципальной помощи, а также возврата данного имущества.

То есть ст. 17.1 Закона о защите конкуренции не введен новый порядок передачи государственного или муниципального имущества, а лишь регулируются особенности данной процедуры.

Также следует отметить, что введение статьи 17.1 Закона о защите конкуренции является составляющей комплекса мер, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции, утв. Президентом РФ 31.07.2008 N Пр-1568, и направленных на улучшение государственного управления в социально-экономической сфере. Данная норма направлена на единообразную регламентацию, унификацию использования государственного и муниципального имущества, передачи прав на использование этого имущества, а также преимущественное использование механизма аукционных торгов при распоряжении государственным и муниципальным имуществом.

Передача федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями хозяйствующим субъектам государственного или муниципального имущества в пользование без проведения торгов в форме аукциона или конкурса является предоставлением преимущества отдельным хозяйствующим субъектам, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.

Проведение торгов при передаче государственного или муниципального имущества направлено на расширение доступа участников рынка к данному ресурсу, является основой эффективного использования такого имущества и развития конкуренции.

Старое исключение статьи 17.1 закона «о защите конкуренции» по-новому

Фирстов В.К., заместитель начальника отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти Амурского УФАС России.

В статье рассматриваются вопросы передачи во временное владение и пользование государственного и муниципального имущества.

Ключевые слова: конкуренция, торги, государственное и муниципальное имущество.

Old exclusion of article 17/1 of Law «On protection of competition» from a new angle

This article deals with the transfer of the temporary possession and use of state and municipal property.

Key words: competition, auction, state and municipal property.

Несмотря на то что третий антимонопольный пакет неоднократно являлся темой для дискуссий еще на стадии проекта, обсуждение поправок в антимонопольное законодательство и после того, как «свершилось», остается актуальным.

В частности, Федеральным законом от 06.12.2011 N 401-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесен ряд существенных изменений и дополнений в ст. 17.1 Закона «О защите конкуренции».

Не касаясь подробно всех внесенных изменений в указанную норму, можно уделить внимание вопросу, который в практике Амурского УФАС России неоднократно был озвучен государственными органами власти и местного управления, уполномоченными распоряжаться государственным и муниципальным имуществом соответственно, а также государственными учреждениями.

Данный вопрос касался практики применения ч. 4 ст. 17.1 Закона «О защите конкуренции».

В предыдущей редакции ст. 17.1 Закона «О защите конкуренции» ч. 4 устанавливала, что лицо, которому в соответствии с ч. ч. 1 и 3 комментируемой статьи предоставлены права владения и (или) пользования помещением, зданием, строением или сооружением, может передать такие права в отношении части или частей помещения, здания, строения или сооружения третьим лицам с согласия собственника без проведения конкурсов или аукционов. При этом общая площадь передаваемых во владение и (или) в пользование третьим лицам части или частей помещения, здания, строения или сооружения не могла превышать десять процентов площади помещения, здания, строения или сооружения, права на которые предоставлены в соответствии с ч. ч. 1 и 3 ст. 17.1 Закона «О защите конкуренции», и составлять более чем двадцать квадратных метров.

Согласно ч. 1 ст. 17.1 Закона «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением ряда случаев.

Как следует из ч. 3 ст. 17.1 Закона «О защите конкуренции», порядок, предусмотренный ч. 1 указанной статьи, применяется и в случае заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении:

  • государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям;
  • государственного или муниципального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными учреждениями;
  • государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным учреждениям (государственным органам, органам местного самоуправления — в редакции Федерального закона от 06.12.2011 N 401-ФЗ).

В силу прямого указания ч. ч. 1, 4 ст. 17.1 Закона «О защите конкуренции» (до внесения изменений), лицом, указанным в ч. 4 ст. 17.1, может быть арендатор имущества, ссудополучатель, доверительный управляющий, а также иное лицо, право владения и (или) пользования государственным или муниципальным имуществом к которому перешло на основании договора в порядке, предусмотренном ч. ч. 1, 3 ст. 17.1 Закона «О защите конкуренции», например, при передаче арендованного имущества в субаренду.

Напротив, собственник имущества, а также лицо, владеющее имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, исходя из буквального толкования указанных норм закона, не вправе передавать имущество во владение и (или) пользование хозяйствующему субъекту в порядке, предусмотренном ч. 4 ст. 17.1 Закона «О защите конкуренции», без проведения торгов, поскольку не относятся к лицам, указанным в ч. 4 ст. 17.1 Закона «О защите конкуренции».

В случае если государственное или муниципальное имущество передается во владение и (или) пользование хозяйствующему субъекту, осуществляющему приносящую доход деятельность, не в исключительном порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 17.1 указанного Закона, такая передача может быть осуществлена только по результатам конкурсов или аукционов в соответствии с ч. ч. 1, 3 ст. 17.1 Закона «О защите конкуренции».

Такие выводы следовали из буквального толкования положений ст. 17.1 Закона «О защите конкуренции» в старой редакции.

На практике применение ч. 4 ст. 17.1 Закона «О защите конкуренции» порождало следующие вопросы: есть ли необходимость проводить торги в случае, если, к примеру, передается в субаренду часть помещения, не соответствующая критериям, установленным данной нормой, а также имеют ли возможность собственники и лица, владеющие имуществом на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, передать часть имущества по аналогии в соответствии с ч. 4 ст. 17.1 Закона «О защите конкуренции».

Позиция Амурского УФАС России по первому вопросу, к примеру, отражена в решении Комиссии УФАС России от 12.09.2011 по делу N А-17.1/50 2011, которым действия администрации Чигиринского сельсовета Благовещенского района, ООО «Управляющая компания «Жилкомфорт», выраженные в заключении договора субаренды муниципального имущества с ИП М. с последующим правом выкупа данного имущества без проведения конкурсных процедур, были признаны нарушающими ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Как было установлено Комиссией, ООО «Управляющая компания «Жилкомфорт» муниципальное имущество передано по результатам открытого конкурса на право заключения договора аренды. В последующем арендатором в отношении арендованного имущества заключен договор субаренды с ИП М. на основании распоряжения главы администрации Чигиринского сельсовета Благовещенского района и без проведения торгов.

В отношении второго вопроса ФАС России изложила свою позицию в п. 5 «Разъяснений ФАС России по применению ст. 17.1 Закона «О защите конкуренции», размещенных на официальном сайте ФАС России, согласно которой с учетом норм ч. 1 ст. 17.1 Закона «О защите конкуренции» положения ч. 4 ст. 17.1 указанного Закона распространяются на передачу государственного или муниципального имущества собственником, а также государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями, за которыми такое имущество закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Однако данная позиция ФАС России обоснованно вызывала критику, не имея за собой законодательного подкрепления, и неоднозначное толкование комментируемой статьи.

Указанные выше вопросы теперь однозначно разрешил Федеральный закон от 06.12.2011 N 401-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», исключив ч. 4 ст. 17.1 Закона «О защите конкуренции» и дополнив перечень исключений ч. 1 ст. 17.1 Закона следующими положениями.

Теперь, исходя из ч. ч. 1 и 3 ст. 17.1 Закона «О защите конкуренции» и в соответствии с п. 14 ч. 1 данной статьи имущество, являющееся частью или частями помещения, здания, строения или сооружения, если общая площадь передаваемого имущества составляет не более чем двадцать квадратных метров и не превышает десять процентов площади соответствующего помещения, здания, строения или сооружения, права на которые принадлежат лицу, передающему такое имущество, передается без проведения конкурса или аукциона.

То есть в случае необходимости и собственник, и лицо, владеющее имуществом на праве оперативного управления и хозяйственного ведения, вправе передать часть имущества, отвечающего критериям п. 14 ч. 1 ст. 17.1 Закона «О защите конкуренции», не обременяя себя длительной и затратной процедурой организации и проведения торгов.

Отдельной нормой разрешен вопрос о передаче имущества в субаренду и в безвозмездное пользование.

Согласно п. 16 ч. 1 ст. 17.1 Закона «О защите конкуренции» передаваемое в субаренду или в безвозмездное пользование лицом, которому права владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества предоставлены по результатам проведения торгов или в случае, если такие торги признаны несостоявшимися, либо в случае, если указанные права предоставлены на основании государственного или муниципального контракта или на основании п. 1 ч. 1 ст. 17.1 Закона «О защите конкуренции».

Таким образом, конструкция ст. 17.1 Закона «О защите конкуренции» в новой редакции существенно упростила понимание порядка распоряжения государственным и муниципальным имуществом, разрешив вышеозвученные вопросы ее применения.

Комментарий к Письму ФАС России от 24.04.2014 N ЦА/16309/14 «О направлении разъяснений применения статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (Обухова Т.)

Дата размещения статьи: 01.07.2015

Статьей 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) установлены особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества. Из норм этой статьи следует, что автономные учреждения заключают договоры аренды, договоры безвозмездного пользования, договоры доверительного управления имуществом, иные договоры, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными (муниципальными) автономными учреждениями, только по результатам проведения конкурсов или аукционов.
Конкурсы или аукционы на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования имуществом, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении объектов недвижимого имущества, проводятся в порядке, установленном Приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67.
Без проведения конкурсов или аукционов заключаются договоры аренды в отношении государственного или муниципального имущества государственных или муниципальных образовательных организаций, являющихся автономными учреждениями, автономных научных учреждений в порядке и на условиях, которые определяются Правительством РФ, при одновременном соблюдении следующих требований (п. 3.1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции):
— арендаторами являются хозяйственные общества, созданные учреждениями, указанными в абз. 1 настоящего пункта;
— деятельность арендаторов заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)), право использования которых внесено в качестве вклада в их уставные капиталы;
— договорами аренды устанавливается запрет на сдачу в субаренду этого имущества, предоставленного хозяйственным обществам по таким договорам, передачу хозяйственными обществами своих прав и обязанностей по данным договорам другим лицам, предоставление этого имущества в безвозмездное пользование, залог таких арендных прав.
Также п. 3.2 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено право заключать договоры аренды, договоры безвозмездного пользования, договоры доверительного управления и иные договоры по распоряжению государственным или муниципальным недвижимым имуществом государственных или муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, без проведения конкурсов или аукционов в случае заключения этих договоров:
1) с медицинскими организациями — для охраны здоровья обучающихся и работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
2) с организациями общественного питания — для создания необходимых условий для организации питания обучающихся и работников организаций, которые ведут образовательную деятельность;
3) с физкультурно-спортивными организациями — для создания условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом.
Статьей 17.1 Закона о защите конкуренции установлены правила заключения договоров, предметом которых является распоряжение объектами государственного (муниципального) недвижимого имущества. Следует заметить, что в ней освещены не все вопросы, которые возникают у автономных учреждений при заключении таких договоров. Так, с трудностями в работе при применении норм этой статьи сталкиваются и территориальные органы ФАС. С целью устранения возможных недоразумений в отношении применения норм ст. 17.1 Закона о защите конкуренции ФАС России выпустила Письмо от 24.04.2014 N ЦА/16309/14. Текст Письма размещен на страницах нашего журнала. Мы посчитали нецелесообразным комментировать данное Письмо, поскольку аспекты применения норм этой статьи Закона о защите конкуренции рассмотрены в нем достаточно подробно. Заметим, что ранее разъяснения ФАС по применению ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных Приказом ФАС России N 67, были приведены в Письме ФАС России от 01.11.2011, а также в других письмах данного ведомства.

Разъяснения применения статьи 17.1 Федерального закона -Ф3 «О защите конкуренции»

Разъяснения применения статьи 17.1 Федерального закона -Ф3 «О защите конкуренции»

В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 23 Федерального закона от 01.01.2001. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о конкуренции) в дополнение к ранее направленным письмам о применении статьи 17.1 Закона о защите конкуренции (исх.№ MA//7W от 01.01.2001, YAI^/33 от 01.01.2001) и в связи с поступающими в ФАС России вопросами о ее применении ФАС России разъясняет.

1. По вопросу применения статьи 17.1 Закона о защите конкуренции при
передаче имущества органам власти и учреждениям ФАС России направил
главам субъектов Российской Федерации разъяснения (исх. № ИА/20132 от
12.08.2008), в соответствии с которыми действие статьи 17.1 Закона о защите
конкуренции не распространяется на случаи, когда стороной по договору о
передаче имущества, которая получает право владения и (или) пользования
государственного или муниципального имущества, выступают федеральные
органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов
Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также
государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской
Федерации, поскольку в результате использования указанными субъектами
государственного или муниципального имущества во исполнение возложенных
на них полномочий данное имущество не будет вовлечено в хозяйственный
оборот, то есть передача прав не окажет влияние на состояние конкуренции.

2. Законом о защите конкуренции предусмотрено три возможности
предоставления государственного или муниципального имущества в
пользование, в том числе в целях социального обслуживания населения, а

также поддержки субъектов малого предпринимательства, осуществляющих приоритетные виды деятельности:

1) по результатам проведения конкурса или аукциона на право
заключения данных договоров;

2) без проведения торгов, на основании актов Президента Российской
Федерации, решений Правительства Российской Федерации; решения суда,
вступившего в законную силу; федерального закона, устанавливающего иной
порядок распоряжения этим имуществом, в случае, если передаваемое
имущество не закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного
управления;

3) без проведения торгов, в порядке предоставления государственной или
муниципальной помощи в соответствии с целями, указанными в статье 19
Закона о защите конкуренции.

Закон о защите конкуренции, в том числе статья 17.1, не препятствует предоставлению государственного или муниципального имущества в целях социального обслуживания населения, а также поддержки субъектов малого предпринимательства, осуществляющих приоритетные виды деятельности без проведения торгов в порядке, предусмотренном главой V Закона о защите конкуренции.

Кроме того, Федеральным законом -ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определяются особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества.

3. Договоры безвозмездного пользования предусмотрены статьей 17.1 Закона о защите конкуренции как форма передачи прав владения и (или) пользования государственным или муниципальным имуществом, поскольку действующим законодательством не ограничен субъектный состав лиц, с которыми могут быть заключены договоры безвозмездного пользования государственного или муниципального имущества.

Государственные и муниципальные учреждения и унитарные предприятия обладают особым правовым статусом и государственное или муниципальное имущество должно предоставляться им на праве оперативного управления или хозяйственного ведения. В этом случае имущество не передается этим учреждениям и предприятиям на основе договоров, а закрепляется за ними решением уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления.

Таким образом, статья 17.1 Закона о защите конкуренции не распространяется на отношения по передаче (закреплению) государственного или муниципального имущества указанным учреждениям и предприятиям в оперативное управление или в хозяйственное ведение. Рассматриваемый случай также является исключением из статьи 19 Закона о защите конкуренции,

устанавливающей условия предоставления государственной и муниципальной помощи.

Как уже отмечалось выше, предоставление государственного или муниципального имущества в безвозмездное пользование в соответствии с целями, предусмотренными статьей 19 Закона о защите конкуренции, осуществляется без проведения конкурсов или аукционов в порядке, установленном статьей 20 Закона о защите конкуренции.

В случае же проведения аукциона на право заключения данного договора, предметом аукциона является право заключения договора. Победителем аукциона признается участник аукциона, предложивший наибольшую цену за право заключения договора безвозмездного пользования, по аналогии со статьей 38.2 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 46.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

4. ФАС России обращает внимание на то, что Законом о защите конкуренции, вступившим в силу 26.10.2006, был введен институт государственной и муниципальной помощи.

В соответствии с пунктом 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции государственная или муниципальная помощь заключается в предоставлении федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, прав доступа к информации в приоритетном порядке.

При этом согласно пункту 1 части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции государственной или муниципальной помощью не является предоставление преимущества отдельному лицу по результатам торгов.

Таким образом, после вступления в действие Закона о защите конкуренции любое предоставление государственного или муниципального имущества, в том числе в аренду, без согласия антимонопольного органа, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции, или без проведения торгов (конкурсов, аукционов) является нарушением порядка предоставления государственной и муниципальной помощи, предусмотренного статьей 20 Закона о защите конкуренции, и влечет за собой последствия в виде признания недействительными актов органов власти в части предоставления государственной или муниципальной помощи, а также возврата данного имущества.

То есть статьей 17.1 Закона о защите конкуренции не введен новый порядок передачи государственного или муниципального имущества, а лишь регулируются особенности данной процедуры.

Также следует отметить, что введение статьи 17.1 Закона о защите конкуренции является составляющей комплекса мер, предусмотренных

Национальным планом противодействия коррупции, утвержденным Президентом Российской Федерации 31.07.2008 №Пр-1568, и направленных на улучшение государственного управления в социально-экономической сфере. Данная норма направлена на единообразную регламентацию, унификацию использования государственного и муниципального имущества, передачи прав на использование этого имущества, а также преимущественное использование механизма аукционных торгов при распоряжении государственным и муниципальным имуществом.

Передача федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями хозяйствующим субъектам государственного или муниципального имущества в пользование без проведения торгов в форме аукциона или конкурса является предоставлением преимущества отдельным хозяйствующим субъектам, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.

Проведение торгов при передаче государственного или муниципального имущества направлено на расширение доступа участников рынка к данному ресурсу, является основой эффективного использования такого имущества и развития конкуренции.

ФАС: разъяснения применения статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»

В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»(далее — Закон о конкуренции) в дополнение к ранее направленным письмам о применении статьи 17.1 Закона о защите конкуренции (исх.№ ИА/17746 от 17.07.2008, ИА/20133 от 12.08.2008) и в связи с поступающими в ФАС России вопросами о ее применении ФАС России разъясняет.

1. По вопросу применения статьи 17.1 Закона о защите конкуренции при передаче имущества органам власти и учреждениям ФАС России направил главам субъектов Российской Федерации разъяснения (исх. № ИА/20132 от 12.08.2008), в соответствии с которыми действие статьи 17.1 Закона о защите конкуренции не распространяется на случаи, когда стороной по договору о передаче имущества, которая получает право владения и (или) пользования государственного или муниципального имущества, выступают федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, поскольку в результате использования указанными субъектами государственного или муниципального имущества во исполнение возложенных на них полномочий данное имущество не будет вовлечено в хозяйственный оборот, то есть передача прав не окажет влияние на состояние конкуренции.

2. Законом о защите конкуренции предусмотрено три возможности предоставления государственного или муниципального имущества в пользование, в том числе в целях социального обслуживания населения, а также поддержки субъектов малого предпринимательства, осуществляющих приоритетные виды деятельности:

1) по результатам проведения конкурса или аукциона на право заключения данных договоров;

2) без проведения торгов, на основании актов Президента Российской Федерации, решений Правительства Российской Федерации; решения суда, вступившего в законную силу; федерального закона, устанавливающего иной порядок распоряжения этим имуществом, в случае, если передаваемое имущество не закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

3) без проведения торгов, в порядке предоставления государственной или муниципальной помощи в соответствии с целями, указанными в статье 19 Закона о защите конкуренции.

Закон о защите конкуренции, в том числе статья 17.1, не препятствует предоставлению государственного или муниципального имущества в целях социального обслуживания населения, а также поддержки субъектов малого предпринимательства, осуществляющих приоритетные виды деятельности без проведения торгов в порядке, предусмотренном главой V Закона о защите конкуренции.

Кроме того, Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определяются особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества.

3. Договоры безвозмездного пользования предусмотрены статьей 17.1 Закона о защите конкуренции как форма передачи прав владения и (или) пользования государственным или муниципальным имуществом, поскольку действующим законодательством не ограничен субъектный состав лиц, с которыми могут быть заключены договоры безвозмездного пользования государственного или муниципального имущества.

Государственные и муниципальные учреждения и унитарные предприятия обладают особым правовым статусом и государственное или муниципальное имущество должно предоставляться им на праве оперативного управления или хозяйственного ведения. В этом случае имущество не передается этим учреждениям и предприятиям на основе договоров, а закрепляется за ними решением уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления.

Таким образом, статья 17.1 Закона о защите конкуренции не распространяется на отношения по передаче (закреплению) государственного или муниципального имущества указанным учреждениям и предприятиям в оперативное управление или в хозяйственное ведение. Рассматриваемый случай также является исключением из статьи 19 Закона о защите конкуренции, устанавливающей условия предоставления государственной и муниципальной помощи.

Как уже отмечалось выше, предоставление государственного или муниципального имущества в безвозмездное пользование в соответствии с целями, предусмотренными статьей 19 Закона о защите конкуренции, осуществляется без проведения конкурсов или аукционов в порядке, установленном статьей 20 Закона о защите конкуренции.

В случае же проведения аукциона на право заключения данного договора, предметом аукциона является право заключения договора. Победителем аукциона признается участник аукциона, предложивший наибольшую цену за право заключения договора безвозмездного пользования, по аналогии со статьей 38.2 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 46.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

4. ФАС России обращает внимание на то, что Законом о защите конкуренции, вступившим в силу 26.10.2006, был введен институт государственной и муниципальной помощи.

В соответствии с пунктом 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции государственная или муниципальная помощь заключается в предоставлении федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, прав доступа к информации в приоритетном порядке.

При этом согласно пункту 1 части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции государственной или муниципальной помощью не является предоставление преимущества отдельному лицу по результатам торгов.

Таким образом, после вступления в действие Закона о защите конкуренции любое предоставление государственного или муниципального имущества, в том числе в аренду, без согласия антимонопольного органа, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции, или без проведения торгов (конкурсов, аукционов) является нарушением порядка предоставления государственной и муниципальной помощи, предусмотренного статьей 20 Закона о защите конкуренции, и влечет за собой последствия в виде признания недействительными актов органов власти в части предоставления государственной или муниципальной помощи, а также возврата данного имущества.

То есть статьей 17.1 Закона о защите конкуренции не введен новый порядок передачи государственного или муниципального имущества, а лишь регулируются особенности данной процедуры.

Также следует отметить, что введение статьи 17.1 Закона о защите конкуренции является составляющей комплекса мер, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции, утвержденным Президентом Российской Федерации 31.07.2008 №Пр-1568, и направленных на улучшение государственного управления в социально-экономической сфере. Данная норма направлена на единообразную регламентацию, унификацию использования государственного и муниципального имущества, передачи прав на использование этого имущества, а также преимущественное использование механизма аукционных торгов при распоряжении государственным и муниципальным имуществом.

Передача федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями хозяйствующим субъектам государственного или муниципального имущества в пользование без проведения торгов в форме аукциона или конкурса является предоставлением преимущества отдельным хозяйствующим субъектам, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.

Проведение торгов при передаче государственного или муниципального имущества направлено на расширение доступа участников рынка к данному ресурсу, является основой эффективного использования такого имущества и развития конкуренции.

Автор: И.Ю.Артемьев
Источник: Пресс-служба УФАС по Тюменской области

Ссылка на основную публикацию
"
×
×
" Adblock
detector