Передача щебня муниципатитету на безвозмездной основе

Передача объекта недвижимости муниципалитету

Вопрос-ответ по теме

Вопрос

Каким образом передать объект недвижимости муниципалитету? Облагается ли данная операция НДС? Что будет с суммами НДС. Ранее, принятыми к вычету, при приобретении этого имущества в собственность налогоплательщиком — юридическим лицом? В процессе владения этим имуществом начислялась амортизация.

Ответ

Передача недвижимости муниципалитету может происходить на безвозмездной основе. При этом оформляется акт приема-передачи в общем порядке, как при реализации, по форме ОС-1 или ОС-1а в зависимости от вида недвижимого имущества. Остаточная стоимость в расходах не учитывается (п.16 ст. 270 НК РФ).

Передача ОС муниципалитету не признается реализацией для целей налогообложения НДС (подп. 5 п. 2 ст. 146 НК РФ)

Соответственно, организация должна восстановить НДС.

При этом, по нашему мнению, восстановить НДС нужно единовременно исходя из остаточной стоимости, а не применять норму статьи 171.1 НК РФ. Объясняется это тем, что Порядок, который установлен статьей 171.1 Налогового кодекса РФ и предусматривает восстановление в течение 10 лет, в рассматриваемой ситуации не применяется. Им можно руководствоваться, когда объект недвижимости начинает использоваться в операциях, не облагаемых НДС, но собственник объекта не меняется. В данном же случае объект недвижимости переходит в собственность других лиц и списывается с баланса. После передачи объект вообще не будет иметь никакого отношения к деятельности организации. Поэтому входной НДС по нему нужно восстанавливать единовременно. Восстанавливать налог нужно пропорционально остаточной стоимости (подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ). Аналогичный порядок приведен в пункте 2 ответа по продаже квартир.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух».

1. Налоговый кодекс РФ
Часть вторая

«Статья 146. Объект налогообложения

1. Объектом налогообложения признаются следующие операции:

1) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.В целях настоящей главы передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг);

2) передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;

3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

4) ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

2. В целях настоящей главы не признаются объектом налогообложения:

1) операции, указанные в пункте 3 статьи 39 настоящего Кодекса;

2) передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов, специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению);

3) передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;

4) выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления;

4.1) выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации;

4.2) оказание услуг по предоставлению права проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения (платным участкам таких автомобильных дорог), осуществляемых в соответствии с договором доверительного управления автомобильными дорогами, учредителем которого является Российская Федерация, за исключением услуг, плата за оказание которых остается в распоряжении концессионера в соответствии с концессионным соглашением;

5) передача на безвозмездной основе, оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;»

2. Рекомендация: Как восстановить входной НДС, ранее принятый к вычету

В особом порядке восстанавливайте НДС, ранее принятый к вычету:

  • при приобретении недвижимых основных средств (кроме космических объектов);
  • при приобретении в России или ввозе в Россию морских судов, судов внутреннего плавания, судов смешанного (река-море) плавания, воздушных судов и двигателей к ним;
  • при строительстве недвижимых основных средств с привлечением подрядных организаций;
  • при строительно-монтажных работах для собственного потребления, связанных с недвижимыми основными средствами (например, строительство здания хозяйственным способом, реконструкция здания);
  • при приобретении товаров (работ, услуг) для осуществления строительно-монтажных работ.

Налоговым законодательством предусмотрены различные алгоритмы расчета сумм, подлежащих восстановлению, для следующих ситуаций:

  • передача недвижимости в качестве вклада в уставный капитал (или на пополнение целевого капитала некоммерческой организации);
  • переход организации с общей системы налогообложения на спецрежим (а также начало использования освобождения от уплаты НДС);
  • реконструкция (модернизация) объекта недвижимости;
  • использование недвижимости в операциях, не облагаемых НДС;
  • использование недвижимости одновременно в облагаемых и не облагаемых НДС операциях.

Ситуация: как восстановить НДС по объекту недвижимости, который переведен в жилой фонд. После перевода организация реализует имеющиеся квартиры. За время эксплуатации объекта до перевода в жилой фонд он использовался в деятельности, облагаемой НДС

Восстанавливайте налог по мере реализации квартир.

Реализация жилых помещений освобождается от НДС (подп. 22 п. 3 ст. 149 НК РФ). Поэтому НДС, ранее принятый к вычету по нежилому зданию, при реализации квартир нужно восстановить (подп. 2 п. 3 ст. 170, п. 3 ст. 171.1 НК РФ).

Поскольку от НДС освобождается именно реализация квартир, а не перевод здания в жилой фонд, восстанавливать НДС нужно в тех периодах, в которых происходит передача квартир покупателям. Такой подход подтверждается арбитражной практикой (см., например, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 16 июня 2011 г. № А65-6652/2010).

Порядок, который установлен статьей 171.1 Налогового кодекса РФ и предусматривает восстановление в течение 10 лет, в рассматриваемой ситуации не применяется. Им можно руководствоваться, когда объект недвижимости начинает использоваться в операциях, не облагаемых НДС, но собственник объекта не меняется. В данном же случае проданные квартиры переходят в собственность других лиц и списываются с баланса. После продажи квартиры вообще не будут иметь никакого отношения к деятельности организации. Поэтому входной НДС по ним нужно восстанавливать единовременно на дату перехода права собственности к покупателю. Восстанавливать налог нужно пропорционально остаточной стоимости каждой проданной квартиры (подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ).

Если до реализации квартир организация эксплуатировала объект недвижимости более 15 лет, то входной НДС восстанавливать не нужно. Об этом сказано в пункте 3 статьи 171.1 Налогового кодекса РФ.

Ольга Цибизова, заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Передача щебня муниципатитету на безвозмездной основе

Вопрос: В мае 2015 г. ООО «Даритель» согласно договора пожертвования безвозмездно передал в адрес КУМИ (в муниципальную собственность города) объект — незавершенный строительством жилой дом и земельный участок под ним.
Жилой дом строился как подрядным способом, так и хоз.способом. Прошу дать разъяснения по поводу начисления НДС при передаче данного имущества.

Ответ:

По вопросу обложения НДС безвозмездной передачи земельных участков отмечаем, что в целях главы 21 Кодекса передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).

Однако, в соответствии с пп.6 п.2 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения не признаются операции по реализации земельных участков (долей в них).

Таким образом, передача земельных участков по рассматриваемому договору не подлежит обложению НДС на основании пп.6 п.2 ст. 146 НК РФ.

По вопросу обложения НДС безвозмездной передачи недостроенного жилого дома отмечаем, что в соответствии с пп.2 п.2 ст. 146 НК РФ не признается объектом обложения НДС передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению).

Как следует из приведенной нормы, условиями ее применения являются:

1. Безвозмездность передачи;
2. Получатель – органы государственной власти или местного самоуправления;
3. Назначение (вид) передаваемого объекта.

1.НК РФ не раскрывает, что понимается под безвозмездной передачей.
Принципы безвозмездной передачи раскрыты в положениях о договоре дарения. Согласно ст. 572 ГК РФ по договору дарения даритель безвозмездно передает или обязуется передать одаряемому в том числе вещь в собственность. При наличии встречной передачи вещи или права либо встречного обязательства договор не признается дарением.
Из данных положений применительно к рассматриваемой льготе по НДС можно сделать вывод, что пп. 2 п. 2 ст. 146 НК РФ может применяться, если передача организацией объектов, указанных в пп.2 п.2 ст. 146 НК РФ органу государственной власти или местного самоуправления не связана со встречной обязанностью у получателя.
Из положений представленного аудитору договора не следует наличие встречных обязательств со стороны получателя (КУМИ городского округа).
Таким образом, условие о безвозмездной передаче имущества в Вашем случае выполняется.

2. В силу п. 3 ст.34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта РФ.
В соответствии с Уставом соответствующего городского округа КУМИ относится к органам местного самоуправления городского округа.
Таким образом, условие о получение имущества органом местного самоуправления, в Вашем случае, выполняется.

3. В отношении назначения (вида) передаваемого объекта – незавершенного строительством жилого дома, следует отметить, что в пп. 2 п. 2 ст. 146 НК РФ не уточнено, понимаются под указанными в нем объектами завершенные строительством и принятые соответствующими службами объекты или нет.
Согласно ст. ст. 15 — 16 Жилищного кодекса РФ жилым домом признается индивидуально-определенное здание, пригодное для постоянного проживания граждан. Следовательно, недостроенный объект не пригодный для проживания не может быть признан жилым домом.
В 21 Главе НК РФ не определен перечень объектов, относимых к объектам социально-культурного и жилищно-коммунального назначения. В силу п.1 ст. 11 НК РФ считаем возможным использовать перечень, поименованный в ст. 275.1 НК РФ для целей исчисления налога на прибыль.
В соответствии со ст. 275.1 НК РФ к объектам жилищно-коммунального хозяйства относятся жилой фонд, гостиницы (за исключением туристических), дома и общежития для приезжих, объекты внешнего благоустройства, искусственные сооружения, бассейны, сооружения и оборудование пляжей, а также объекты газо-, тепло- и электроснабжения населения, участки, цехи, базы, мастерские, гаражи, специальные машины и механизмы, складские помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта объектов жилищно-коммунального хозяйства социально-культурной сферы, физкультуры и спорта.
Как видно из приведенного перечня, объекты незавершенного строительства в нем не поименованы.
Официальных разъяснений по данному вопросу нет.
Таким образом, из буквального прочтения указанных выше норм следует, что передача незавершенного строительством жилого дома не соответствует перечню объектов, указанных в пп.2 п.2 ст. 146 НК РФ. Следовательно, в Вашем случае, третье условие не выполняется. Передача подлежит обложению в общем порядке. В противном случае следует быть готовыми к решению вопроса в спорном порядке (см. Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.09.2007 N А33-18221/06-Ф02-5491/07, А33-18221/06-Ф02-5891/07 по делу N А33-18221/06, ФАС Московского округа от 30.09.2008 N КА-А40/9153-08 по делу N А40-5452/08-108-22)

В то же время, для понимания ситуации считаем возможным привести имеющие место разъяснения, а так же арбитражную практику по вопросу применения льготы по НДС при реализации жилых домов и помещений (пп. 22 п.3 ст. 149 НК РФ).
В соответствии с разъяснениями контролирующих органов, реализация недостроенных жилых домов подлежит обложению НДС в общеустановленном порядке, так как передаваемые объекты не соответствуют понятию жилого дома, помещения (см. Письма Минфина России от 12.05.2012 N 03-07-10/11, от 30.07.2009 N 03-07-11/186).
По результатам анализа арбитражной практики можно сделать вывод о неоднозначности позиций судов.
Так, в одних случаях судебные органы высказывают мнение, что при решении вопроса о применении льготы по НДС следует исходить из целевого назначения объекта недвижимости, а не из степени его готовности. В связи с чем, передача незавершенных строительством жилых домов как на безвозмездной, так и возмездной основе не подлежит обложению НДС (см. Постановления Арбитражного суда Московского округа от 08.09.2014 N Ф05-7939/14 по делу N А41-54438/13, ФАС Уральского округа от 30.06.2014 N Ф09-3779/14 по делу N А34-5524/2013, ФАС Волго-Вятского округа от 24.01.2011 по делу N А39-909/2010, ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.09.2007 N А33-18221/06-Ф02-5491/07, А33-18221/06-Ф02-5891/07 по делу N А33-18221/06, ФАС Московского округа от 30.09.2008 N КА-А40/9153-08 по делу N А40-5452/08-108-22).
В то же время имеют место решения, в которых сделан вывод, что при реализации не завершенных строительством жилых домов освобождение от обложения НДС не применяется, поскольку объекты незавершенного строительства не могут быть отнесены к жилым помещениям, если они не отвечают санитарным, техническим нормам и не пригодны для проживания, в связи с чем, операции по реализации жилых помещений, жилых домов, а также долей в них, не завершенных строительством, подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке. Например, Определение Верховного Суда РФ от 27.04.2015 N 304-КГ15-2879 по делу N А27-1435/2014, Постановление ФАС Поволжского округа от 20.03.2013 N А12-9812/2012.
Приведенные выше разъяснения и арбитражная практика в отношении операций по реализации незавершенных строительством жилых домов подтверждает высокую вероятность спора с налоговыми органами в случае не начисления НДС, в том числе при безвозмездной передаче КУМИ городского округа.

С учетом обобщения арбитражной практики отмечаем возможность положительного решения при возникновении спора с налоговым органом. Однако, вероятность такого спора оценивается как высокая. В связи с чем, организации необходимо самостоятельно оценить риски и принять решение по данному вопросу.

Дополнительно отмечаем, что если организацией будет принято решение не начислять НДС на основании приведенных выше аргументов, то сумма «входного» НДС по товарам, работам, услугам, использованным для строительства жилого дома, либо налога предъявленного поставщиком при покупке объекта незавершенного строительства возмещению не подлежит. Следовательно, если ранее «входной» был предъявлен к возмещению, то в момент передачи недостроенного жилого дома возникает обязанность по восстановлению НДС на основании п.3 ст. 170 НК РФ.

Безвозмездная передача имущества между юридическими лицами

Можно дарить что-либо друг другу от чистого сердца, не ожидая ничего взамен. А можно таким способом попытаться добиться для себя каких-то финансовых выгод, например, уменьшить сумму налога. Физические лица могут передавать друг другу любое имущество, не обременяя себя дополнительным оформлением, если они того не желают. А вот организации должны придерживаться законодательно регламентированной процедуры.

В безвозмездной передаче имущества между юрлицами есть много нюансов, которые предприниматель обязан соблюдать, чтобы остаться в рамках закона. Рассмотрим, какие способы передачи имущества можно отнести к безвозмездным, как осуществляется такая передача и как правильно ее оформлять, а также проясним налоговые тонкости, касающиеся этой процедуры.

Безвозмездная передача или дарение

Организация, осуществляя свою деятельность, может принимать от других организаций или передавать им принадлежащее фирме имущество, при этом не ожидая никаких ответных шагов взамен, то есть безвозмездно. Это прямо дозволяется ст. 572 гражданского Кодекса РФ.

После того, как имущество было подарено, организация, получившая его, никаким образом не принимает на себя следующие обязательства.

  1. Та или иная форма оплаты полученного имущества.
  2. Встречное оказание услуг, выполнение работ, ответный имущественный бартер.

Подарком, в отличие от безвозмездной передачи, называется предоставление имущества или денег на сумму, не превышающую 3 тыс. руб. и не требующую документального оформления.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! С точки зрение Налогового Кодекса, передача, пусть даже и безвозмездная – это переход права собственности на имущество от одного юрлица к другому, то есть та же реализация.

Что можно передавать в дар

Объекты для безвозмездной передачи могут представлять собой:

  • ценные бумаги;
  • нематериальные активы организации;
  • товары;
  • готовая продукция;
  • материалы, сырье;
  • оборудование, инструменты;
  • объекты недвижимости или право пользоваться ими;
  • транспортные средства;
  • деньги в наличной или безналичной форме, а также погашение финансовых обязательств одариваемого.

ВАЖНО! Если вступление во владение передаваемым имуществом предусматривает регистрацию, например, речь идет об авто или недвижимости, то одариваемая сторона должна зарегистрировать это имущество за собой, и лишь тогда наступит смена собственника.

Какое имущество дарить нельзя

Некоторые категории имущества не могут быть подарены, поскольку имеют ограниченное гражданское обращение или вовсе изъяты из него. К таким предметам владения относятся:

  • некоторые виды оружия;
  • боевая техника и военное оборудование;
  • ядовитые вещества;
  • музейные и раритетные вещи;
  • природные ресурсы.

Лимиты на подарки и безвозмездную передачу

Нельзя безвозмездно передавать имущество на неограниченную сумму, так же, как и неправомерны дорогие подарки между деловыми партнерами. Закон разрешает презенты не дороже 3 тыс. руб., все остальное, передаваемое в дар, необходимо оформлять соответствующим договором и проводить по бухгалтерии.

Лимиты снимаются в некоторых оговоренных законом ситуациях:

  • имущество передается бюджетной или общественной структуре;
  • одаривают религиозную организацию;
  • активы получает некоммерческая структура, благотворительный фонд и др.

К СВЕДЕНИЮ! Организация также вправе сделать подарок физлицу, но только в том случае, если оно не состоит на государственной должности, не работает в банке или в социальных структурах (медицинских, образовательных ит.п.).

Что касается получения чего-либо в дар, то организация может быть одаренной, даже и на большую сумму:

  • физическим лицом;
  • государственной структурой;
  • муниципальной организацией.

Бухгалтерский учет безвозмездной передачи

Бухгалтерия как дающей так и принимающей стороны обязана выполнить предписанную законом регистрацию подаренных активов.

Проводки компании-дарителя

С точки зрения бухучета, компания, отдав часть своего имущества в дар, уменьшила тем самым свои активы. С выбытием какой-то доли основных средств теоретически снижается экономическая эффективность. Поэтому такую операцию проводят по расходным статьям (п. 2 ПБУ №10/99).

ВАЖНО! Стоимость дара и траты на его безвозмездную передачу не приравниваются к расходам по налогу на прибыль (ст. 270 НК РФ).

Бухучет принимающей стороны

Компания, принявшая имущество в дар, тем самым увеличила свои активы. Стоимость полученного таким образом дохода должна быть отражена в основных показателях с учетом начисления амортизации (п. 47 Методических рекомендаций).

Чтобы правильно определить стоимость дареных активов, нужно взять ее рыночный эквивалент, актуальный на дату постановки средств на бухгалтерский учет (п. 10 Правил бухучета № 6/01), плюс дополнительные затраты, связанные с введением в собственность, если компания их понесла (например, на транспортировку, регистрацию и т.п.)

С точки зрения проводок, учет будет выглядеть так:

  • дебет 08, счет 98 «Безвозмездные поступления» – заносится сумма стоимости активов;
  • дебет 08, счет 60 «Сопутствующие расходы» – заносится траты, связанные с передачей активов.

Оформление по договору

Передачу имущества между юрлицами нужно регистрировать договорным путем. Закон предусматривает для этого две формы составления такого документа.

    Договор дарения. Заключается, если предоставление имущества не требует никаких ответных обязательств. Одариваемая компания, таким образом, получает доход в размере стоимости полученного ею безвозмездно имущества, если бы оно было реализовано. Даритель при этом осуществляет расход.

Касательно налогообложения, такой договор предусматривает получение дарителем прибыли, что подразумевает налог. Величина налоговой базы рассчитывается по рыночной цене, но не должна быть меньше, чем остаточная стоимость, значащейся в бухгалтерии дарителя.

Завершается сделка оформлением акта приема-передачи.

  • Договор безвозмездного пользования (ссуды). Согласно такой форме передачи, активы передаются безоплатно, но с условием их возврата в том же виде, естественно, с учетом предусматриваемой амортизации. При этом оговаривать срок передачи в договоре не обязательно, он может считаться действующим вплоть до ликвидации организации либо пожизненно. Формально одариваемая сторона не вступает в собственность на переданное имущество, но фактически может использовать его, как свое собственное.
  • Документы, необходимые для оформления

    Собираясь к нотариусу для заключения одного из этих видов договоров, представителям организаций нужно подготовить такие документы:

    • заявление дарителя (юрист подскажет, как его правильно составить);
    • регистрационные документы обеих компаний;
    • бумаги, подтверждающие полномочия лиц заключать договоры от имени компании;
    • удостоверения личности полномочных представителей;
    • правоустанавливающие документы на даримое имущество.

    ВНИМАНИЕ! Уточните список документов, которые понадобятся в вашем конкретном случае: перечень у разных нотариусов может отличаться, а для некоторых категорий презентов иногда нужны особые бумаги.

    Как происходит сделка

    Пусть даже при передаче тех или иных активов не фигурирует плата, данная операция юридически является сделкой. Ее регистрация происходит в присутствии нотариуса по следующей процедуре.

    1. Процесс согласования передачи части собственности между компаниями (их представителями).
    2. Компания-даритель документально гарантирует право собственности на активы, переходящие другому юрлицу.
    3. Составление заявления от компании, передающей дар, в котором декларируется это намерение.
    4. Составление договора о дарении или безвозмездной передаче (ссуде).
    5. Заверение договора у нотариуса в присутствии представителей обоих юрлиц.
    6. Государственная регистрация договора в местном Управлении федеральной регистрационной службы.

    А что с налогами?

    Поскольку дар является прибылью, то в некоторых случаях он облагается соответствующим налогом. Разница зависит не только от суммы переданного актива, но и от налоговой системы, которой придерживается одариваемое юрлицо. На общей системе юрлицо-даритель уплачивает НДС (презент проводится как реализация), а получатель платит налог на внереализационные доходы (ст.250 НК РФ).

    НДС не платится, если:

    • активы получены по международным договорам Российской Федерации;
    • переданные средства предназначены для безопасности атомных станций;
    • имущество подарено учредителем-владельцем 50% и более уставного капитала;
    • одаривают некоммерческое образовательное учреждение;
    • средства переданы на благотворительность;
    • дарятся деньги в любых формах.

    ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Некоторые случаи дарения предусматривают льготное начисление НДС.

    Порядок передачи государственного и муниципального

    Со 02.07.2008 изменился порядок заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества. В соответствии с ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» договоры аренды, договоры безвозмездного пользования, договоры доверительного управления имуществом, иные договоры, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, могут быть заключены только по результатам конкурсов или аукционов.

    Указанный порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом РФ, Водным кодексом РФ, Лесным кодексом РФ, законодательством Российской Федерации о недрах.

    Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и перечень случаев заключения указанных договоров путем проведения торгов в форме конкурса определяются Правительством Российской Федерации.

    В соответствии с ч. 3 ст. 53 Федерального закона «О защите конкуренции» до принятия Правительством Российской Федерации соответствующих постановлений конкурсы на право заключения договоров передачи имущества проводятся в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», а аукционы на право заключения таких договоров — в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

    Необходимо обращать внимание на случаи, когда государственное и муниципальное имущество может быть передано во владение и пользование без проведения конкурсов или аукционов. Данные исключения установлены Федеральным законом от 08.11.2008 № 195-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции».

    К ним относятся следующие случаи:

    1) предоставления указанных прав на это имущество на основании международных договоров Российской Федерации (в том числе межправительственных соглашений), федеральных законов, устанавливающих иной порядок распоряжения этим имуществом, актов Президента Российской Федерации, решений Правительства Российской Федерации, решений суда, вступивших в законную силу;

    2) передачи религиозным организациям в безвозмездное пользование культовых зданий и сооружений и иного имущества религиозного назначения;

    3) предоставления указанных прав на это имущество государственным органам, органам местного самоуправления, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации;

    4) предоставления указанных прав на это имущество на срок не более чем тридцать календарных дней (предоставление указанных прав на это имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается).

    Кроме того, до 01.07.2010 разрешается заключение на новый срок без проведения торгов договоров аренды, указанных в ч. 1 ст. 17.1 и заключенных до 01.07.2008 с субъектами малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых. При этом заключение таких договоров аренды возможно на срок не более чем до 01.07.2010.

    В соответствии с п. 2 ст. 615 Гражданского кодекса РФ к договорам субаренды применяются правила о договорах аренды, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

    Аналогичным образом, предусмотренным ст. 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции», по результатам конкурсов или аукционов заключаются договоры аренды, договоры безвозмездного пользования, договоры доверительного управления имуществом, иные договоры, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, находящегося в хозяйственном ведении унитарных предприятий, оперативном управлении автономных учреждений.

    Таким образом, в соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества (далее также договоры), в том числе закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, возможно следующими способами:

    1) по результатам проведения конкурса или аукциона на право заключения таких договоров;

    2) без проведения торгов, в случаях, предусмотренных статьей 17.1 Закона о защите конкуренции;

    3) без проведения торгов, в случае предоставления указанного имущества в виде государственной или муниципальной помощи в порядке, установленном главой 5 Закона о защите конкуренции.

    Исчерпывающий перечень целей предоставления государственного или муниципального имущества содержится в ч. 1 ст. 19 указанного закона и не включает в себя образовательную, медицинскую деятельность.

    Согласно письму Федеральной антимонопольной службы от 06.02.2009 № АЦ/3109, исходя из сферы применения Федерального закона «О защите конкуренции» действие ст. 17.1 Закона не распространяется на случаи заключения договоров по передаче прав на государственное или муниципальное имущество некоммерческим организациям, которые не осуществляют деятельность, приносящую им доход (предпринимательскую деятельность), то есть не являющимся хозяйствующими субъектами.

    Вместе с тем, поскольку в соответствии со ст. 50 Гражданского кодекса РФ некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность, действие ст. 17.1 Закона распространяется на случаи заключения данных договоров с некоммерческими организациями, осуществляющими деятельность, приносящую доход.

    Таким образом, если в период владения и пользования государственным или муниципальным имуществом, полученным без торгов некоммерческой организацией, не имеющей статуса хозяйствующего субъекта, данная организация начнет осуществлять деятельность, приносящую ей доход, орган государственной власти или орган местного самоуправления, который принял решение о передаче данной организации государственного или муниципального имущества, должен принять меры по прекращению использования данного имущества и по его возврату в целях предоставления такого имущества в соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции» — на торгах или с предварительным согласованием с антимонопольным органом в порядке, установленном главой 5 Закона.

    Прием-передача основных средств и материалов у учреждений (Зернова И.)

    Дата размещения статьи: 26.06.2015

    Чаще всего в образовательное учреждение основные средства и материальные запасы (далее — имущество) поступают от учреждений, подведомственных одному главному распорядителю бюджетных средств (внутриведомственная передача), а также от учреждений, подведомственных разным главным распорядителям бюджетных средств одного уровня бюджета (межведомственная передача). В то же время образовательное учреждение может выступать не только как принимающая сторона, но и как передающая. Как осуществляется процесс приема-передачи? Какими документами оформлять эти операции? Как в бухгалтерском учете отразить поступление и передачу имущества? Как начислить амортизацию по поступившему основному средству? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в нашей статье.

    Правомерность передачи имущества

    Согласно ст. 296 ГК РФ государственные (муниципальные) учреждения пользуются имуществом, закрепленным за ними на праве оперативного управления, в соответствии с целями своей деятельности и назначением этого имущества в установленных законом пределах.

    Выясним, вправе ли учреждения самостоятельно распоряжаться материальными ценностями, закрепленными за ними на праве оперативного управления.

    Из п. 4 ст. 298 ГК РФ следует, что казенные учреждения не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться любым имуществом без согласия его собственника.

    Автономные и бюджетные учреждения не могут самостоятельно распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ними собственником или приобретенным за счет средств, выделенных им на это собственником. Остальным имуществом, находящимся у них на праве оперативного управления, указанные учреждения вправе распоряжаться самостоятельно (п. 2 ст. 3 Федерального закона N 174-ФЗ , п. 10 ст. 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ ).

    Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

    Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

    К сведению. Особо ценным является движимое имущество, без которого осуществление учреждением своей уставной деятельности будет затруднено. Порядок отнесения имущества к категории особо ценного установлен Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 538 в соответствии с требованиями п. 11 ст. 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ и п. 3.2 ст. 3 Федерального закона N 174-ФЗ.

    Таким образом, передача определенных видов имущества должна согласовываться бюджетными и автономными учреждениями с учредителями.

    Документальное оформление передачи (получения) имущества

    В целях обеспечения своевременного и достоверного отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций (результатов операций) учреждение должно сформировать первичный учетный документ в момент их совершения, а если это не представляется возможным — непосредственно по окончании операции (п. 9 Инструкции N 157н ).

    Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

    Хозяйственная операция по передаче (получению) имущества (требующая согласования с учредителем) должна быть оформлена распорядительным актом (распоряжением) учредителя (учредителей) о передаче (получении) имущества.

    Непосредственная передача (получение) имущества передающим и принимающим учреждением оформляется:

    — актом о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001) (не оформляется на объекты библиотечного фонда);

    — актом о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306031);

    — актом о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. 0306030) с приложением в определенных законодательством РФ случаях документов о государственной регистрации прав на недвижимость или их копий, заверенных в установленном порядке;

    — актом о приемке материалов (ф. 0315004);

    — товарно-сопроводительными документами, иными первичными учетными документами, подтверждающими передачу (получение) материальных ценностей.

    Передача стоимости имущества и суммы начисленной амортизации (при ее наличии) оформляется извещением (ф. 0504805), составляемым в двух экземплярах. Один экземпляр извещения с отметкой учреждения о получении объекта имущества возвращается передающему учреждению.

    Бухгалтерский учет операций по передаче (получению) Имущества

    При передаче (получении) основного средства в бухгалтерском учете:

    передающего учреждения — нужно произвести списание балансовой стоимости ОС и суммы ранее начисленной амортизации (п. 29 Инструкции N 157н);

    принимающего учреждения — нужно поставить основное средство на учет по переданной балансовой стоимости и отразить в учете сумму ранее начисленной амортизации.

    Материальные запасы у передающей стороны будут списываться согласно принятому в рамках учетной политики способу определения их стоимости при выбытии, а принимающая сторона по этой стоимости примет их к учету.

    Приведем в таблице основные проводки по передаче (получению) имущества.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector