""

Отказ учреждения от имущества

ВС РФ решит, может ли организация госсектора отказаться от права оперативного управления

Kesu01 / Depositphotos.com

Организация госсектора не вправе отказаться от права оперативного управления на закрепленное за ней имущество без согласия собственника. Обоснованность этого тезиса неоднократно подтверждали суды (Определение ВС РФ от 8 июня 2018 г. № 307-ЭС18-2637).

Узнайте в «Энциклопедии судебной практики», когда суды применяют ст. 236 ГК РФ к праву хозяйственного ведения и оперативного управления. Получите полный доступ к интернет-версии системы ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Собственником государственного и муниципального имущества являются публично-правовые образования. В гражданских правоотношениях от имени этих собственников выступают уполномоченные органы. Например, на федеральном уровне таким органом является Росимущество. Причем уполномоченные органы в отдельных случаях отказываются принимать имущество в состав казны, даже если учреждение-балансодержатель не использует его в своей деятельности и активы являются «непрофильными». Подобные отказы приводят к ряду негативных последствий:

Дополнительные расходы организации-балансодеражателя по содержанию не используемого в деятельности имущества.

1. Не всегда при утверждении плановых назначений по расходам органы-учредители учитывают затраты по содержанию имущества, не используемого в деятельности учреждения. Так что порой приходится содержать его за счет текущих ЛБО казенного учреждения или средств от приносящей доход деятельности бюджетного учреждения.

2. На федеральном уровне с 2019 года не предусмотрено включение в сумму субсидии на выполнение задания расходов на содержание не используемого в задании имущества. А целевую субсидия на покрытие таких расходов иногда просто не выделяют.

Бюджет не получает доходы, которые мог бы получить, если бы имущество было передано в казну.

Недополучение доходов – одно из оснований для квалификации при проверке ущерба государству.

Основываясь на перечисленных выше доводах, очередная организация госсектора через суд пытается доказать, что Росимущество злоупотребляет своим правом по принятию имущества в казну. Первая инстанция и апелляция требования балансодержателя удовлетворили(решение Арбитражного суда Вологодской области от 30 марта 2017 г. по делу № А13-2776/2017, постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 2 августа 2017 г. № 14АП-3826/17). А вот кассация отказала, сославшись на то, что ст. 236 Гражданского кодекса не предусмотрено право организации госсектора на отказ от права оперативного управления. Рассмотрение спора в ближайшее время продолжится – дело передано в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ.

Отказ от права собственности

Отказаться от права собственности на недвижимость или движимое имущество могут физические и юридические лица.

Не так много людей отказывается от прав собственности. Поэтому данная практика не так распространена в России, как в других странах. Тем не менее, подобный порядок существует. Но если отказаться от движимого имущества довольно легко, то как быть, если это участок или дом? Является ли такой отказ законным?

Субъекты отказа от права собственности

Отказаться от права собственности на недвижимость или движимое имущество могут физические и юридические лица. А вот муниципальные или государственные органы отказаться от права собственности на любое имущество не могут. Право собственности подразумевает, что лицо может распоряжаться, владеть и пользоваться этим имуществом.

Лица могут распоряжаться любым имуществом, которое не принадлежит государству или муниципалитету.

Что касается юридических лиц, то они владеют тем имуществом, которое принадлежит им на основании их вкладов. Хозяин имеет право распоряжаться имуществом по своему усмотрению, если это не противоречит законодательству.

Он может не просто использовать дом или квартиру в своих целях, но и передавать их в пользование третьим лицам. При этом свои права как собственника он не теряет.

Порядок отказа от прав собственности

Существует процедура, согласно которой происходит прекращение права собственности на имущество. Чаще всего причиной для этого являются:

  • передача собственности третьим лицам;
  • уничтожение имущества из-за неправильного использования;
  • добровольный отказ владельца от своих прав.

Два первых способа используются очень часто. Передача прав собственности подразумевает продажу или дарение имущества. А при уничтожении вещи все права исчезают автоматически. При добровольном отказе от владения имуществом, у хозяина остаются все его права и обязанности до тех пор, пока имущество не перейдет к другому владельцу.

Эта норма закона необходима для того, чтобы обеспечить сохранность вещи, будь то движимое или недвижимое имущество. В противном случае оно может прийти в негодность или навредить окружающим.

Порядок отказа собственником своих прав является новшеством для российского законодательства. Поэтому закон не может дать четкого определения того, как именно это должно осуществляться. К примеру, для этого можно публично заявить о своем намерении. Но закон не уточняет, что нужно сделать объявление через СМИ и в какой форме, устной или письменной.

По этой причине такой способ применяется редко. Чаще всего хозяин заявляет о своем отказе на право собственности путем оставления вещи бесхозной.

А что же происходит с недвижимостью, которую нельзя выкинуть и какие последствия влечет за собой отказ от него? Чаще всего это касается земельных участков. Отказ от права собственности на земельный участок предусматривает подачу заявления, на основании которого оформляется отказ. К заявлению прикладывается документ, подтверждающий право собственности лица и т. д.

Бумаги подаются в орган, который регистрирует права на недвижимость. Но при подаче заявления право собственности не прекращается автоматически. Это происходит только тогда, когда появляется новый владелец.

Последствия отказа

Помимо того, что бывший владелец должен заботиться о сохранности имущества до появления нового собственника, у его есть и другие обязанности. Из вышесказанного становится ясно, что законодатель не воспринимает отказ от права собственности окончательным решением. А если вещь была выброшена и нанесла какой-то вред, то отвечает за это также бывший собственник. Что касается возврата собственности, это можно осуществить, пока у объекта нет нового владельца.

Если собственник отказался от земельного участка, то ему все равно придется не только следить за сохранностью имущества, но и платить все необходимые налоги.

При этом имущество становится бесхозным и ставится на государственный учет. После, в течение года должен появиться новый владелец.

Если этого не происходит, то предъявить свои права на участок могут муниципальные или государственные органы. Но суды чаще всего учитывают наличие владельца, пусть и бывшего, и предлагая вернуть ему землю.

Отказ от права собственности. Муниципальной или государственной

Возникла такая дилемма, уважаемые коллеги.

Как известно, физическое или юридическое лицо вправе отказаться от права собственности (ст. 236 ГК РФ). При этом вторая часть статьи делает оговорку о том, что до появления нового собственника прежний несет бремя содержания имущества и ответственность за него.

Казалось бы, здесь все предельно ясно, так как имущество в случае отказа собственника от него приобретает признаки бесхозяйного, может быть поставлено на учет и по истечении года принято на основании судебного акта в муниципальную собственность публичного образования, на чьей территории такое имущество находится.

Вопрос возник оттуда, откуда не ждали: администрация муниципального района своим постановлением сняла со своего баланса комплекс строений и письмом уведомила администрацию поселения о том, что на территории поселения имеется бесхозяйное имущество, которое бы надо оформлять.

Я склонен согласиться с точкой зрения, которая высказана практически во всех комментариях к ст. 236 ГК РФ и согласно которой государствомуниципалитет от права собственности отказаться в порядке указанной статьи не могут, а соответствующее имущество может выбыть из его собственности исключительно в порядке, предусмотренном специальными нормами законодательства. Например — Федеральным законом о приватизации государственного и муниципального имущества. Существующие правовые механизмы направлены именно на то, чтобы существование бесхозяйных вещей исключить, причем именно путем принятия их в собственность публичных образований. Муниципальная и государственная собственность при этом имеет ряд особенностей в своем правовом положении, должна использоваться в целях решения вопросов местного значения, функций органа власти. И должна использоваться в интересах общества и государства. Если она муниципалитету не нужна — ее можно выставить на торги, приватизировать (если закон допускает приватизацию такого имущества). Возможность произвольногонеобоснованного отказа государства от своего имущества привела бы, на мой взгляд, к нестабильности гражданского оборота и различным злоупотреблениям, а отчуждение имущества не предусмотренным законодательством способом — к недополучению средств от его продажи в соответствующий бюджет. Также имеется законодательно закрепленный механизм передачи имущества от одного публичного образования к другому. Есть оговорки в ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления (ст. 50), из которых можно сделать вывод о том, что муниципалитет может принять не всякое бесхозяйное имущество, а лишь то, которое может быть использовано в целях решения вопросов местного значения.

Ч. 2 ст. 51 131-ФЗ устанавливает, что органы МСУ вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти РФ (органам государственной власти субъекта РФ) и органам МСУ иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами. Отказа от права собственности среди поименованных способов распоряжения нет. Из ст. 235 ГК РФ следует, что отчуждение — это действие по передаче имущества в пользу другого лица (возмездное, безвозмездное, принудительное). Там же, в самом конце, указано, что по решению собственника в порядке, предусмотренном законами о приватизации, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, отчуждается в собственность граждан и юридических лиц, что также наталкивает на вывод о невозможности произвольного распоряжения государственной или муниципальной собственностью вопреки законодательству о приватизации, того же ЗК РФ и подобным нормам, регламентирующим порядок распоряжения государственным и муниципальным имуществом и собственностью.

Так вот хотелось бы услышать ваше мнение — прав ли я? Может ли муниципальный собственник отказаться от своего права собственности? По моему скромному мнению это нонсенс.

Росимущества от 22.03.2013 N ИБ-06/12205 (ред. от 22.04.2013) «О перечне документов, необходимых для принятия решения о закреплении недвижимого и движимого имущества»

ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ

от 22 марта 2013 г. N ИБ-06/12205

ДОКУМЕНТОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О ЗАКРЕПЛЕНИИ

НЕДВИЖИМОГО И ДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА

В связи с многочисленными обращениями федеральных органов власти и подведомственных Росимуществу территориальных органов по вопросу применения письма Росимущества от 10 октября 2006 г. N ЛП-08/23957 «О перечне документов, необходимых для принятия решения о закреплении недвижимого и движимого имущества» Росимущество сообщает.

В соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и приказом Росимущества от 11 августа 2010 г. N 219 «Об утверждении Регламента Федерального агентства по управлению государственным имуществом» (далее — Регламент) издан приказ Росимущества от 31 августа 2012 г. N 193 «Об утверждении Положения по осуществлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (его территориальными органами) полномочий собственника имущества федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных казенных предприятий» (далее — Положение).

Закрепление недвижимого и движимого имущества на праве хозяйственного ведения и оперативного управления оформляется в установленном Регламентом и Положением порядке распоряжениями Росимущества (территориальных органов) в соответствии с главой 19 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом».

Согласно разделу 8 Положения, для принятия решения о закреплении объектов недвижимого имущества, относящихся к федеральной собственности, за федеральными государственными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения, а также о прекращении права хозяйственного ведения на имущество соответствующие предложения в Росимущество необходимо представлять в установленном порядке письмом федерального органа власти, подписанным уполномоченным должностным лицом, в чьем ведении находится федеральное государственное унитарное предприятие, с приложением следующих документов:

1. Письменное согласие (отказ от права) предприятия о закреплении (правомерном изъятии) имущества.

2. Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц или выписка из него.

3. Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (ИНН).

4. Учредительные документы предприятия.

5. Заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих полномочия руководителя предприятия (приказ о назначении, копия трудового договора и т.д.).

6. Перечень имущества, предлагаемого к закреплению (правомерному изъятию), согласно бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату.

7. При изъятии и прекращении, закреплении: нотариально заверенные копии свидетельств о государственной регистрации права оперативного управления или хозяйственного ведения на объекты недвижимого имущества, предлагаемые к изъятию, или выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сроком не более месяца.

Если право возникло до введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» — правоустанавливающие документы, подтверждающие возникновение права (соответствующий распорядительный акт о закреплении имущества, акт приема-передачи, подтверждающий фактическую передачу указанных объектов недвижимого имущества, договор о закреплении недвижимого имущества на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и т.д.).

8. При изъятии и прекращении, закреплении: нотариально заверенные копии свидетельств о государственной регистрации права (свидетельства постоянного (бессрочного) пользования) на земельный участок, или договора аренды на земельный участок, расположенный под зданием.

Если право возникло до введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» — правоустанавливающие документы, подтверждающие возникновение права.

9. Кадастровый паспорт объекта недвижимости (здание, строение, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства), предлагаемого к закреплению (изъятию).

10. Заверенные в установленном порядке копии документов технического учета (технической инвентаризации) объектов недвижимого имущества, в том числе объектов незавершенного строительства (выписку из технического паспорта БТИ, поэтажный план и экспликацию на объект недвижимого имущества), а также при необходимости техническое заключение о состоянии объекта недвижимости, предлагаемого к закреплению (изъятию), выданное проектной организацией, имеющей разрешение на проведение обследований в соответствии с законодательством Российской Федерации.

11. Справка о балансовой стоимости и инвентарная карточка каждого объекта недвижимого имущества, в том числе объектов незавершенного строительства, и расчет чистых активов, подписанные либо заверенные руководителем предприятия.

12. Годовая бухгалтерская отчетность предприятия за последние два финансовых года и бухгалтерская отчетность на последнюю отчетную дату.

13. Расчет стоимости чистых активов, подписанный главным бухгалтером предприятия.

14. Справка о наличии или отсутствии выданных предприятием поручительств, подписанная руководителем предприятия.

В отношении закрепления (изъятия) объектов движимого имущества за федеральными государственными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения соответствующие предложения в Росимущество, а в случаях, когда принятие решения делегировано территориальным управлениям Росимущества — в соответствующие территориальные управления, необходимо представлять в установленном порядке письмом федерального органа власти (при наличии оснований — его территориального органа), подписанным уполномоченным должностным лицом, с приложением следующих документов:

1. Письменное согласие (отказ от права) предприятия о закреплении (правомерном изъятии) имущества.

2. Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц или выписка из него.

3. Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (ИНН).

4. Учредительные документы предприятия.

5. Заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих полномочия руководителя предприятия (приказ о назначении, копия трудового договора и т.д.).

6. Перечень имущества, предлагаемого к закреплению (правомерному изъятию) согласно бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату.

7. Справка о балансовой стоимости, инвентарная карточка каждого объекта движимого имущества и расчет чистых активов, подписанные или заверенные руководителем предприятия.

8. Годовая бухгалтерская отчетность предприятия за последние два финансовых года и бухгалтерская отчетность на последнюю отчетную дату.

9. Расчет стоимости чистых активов, подписанный главным бухгалтером предприятия.

10. Справка о наличии или отсутствии выданных предприятием поручительств, подписанная руководителем предприятия.

11. В случае передачи автотранспортных средств — заверенная в установленном порядке копия паспорта транспортного средства.

В отношении закрепления недвижимого и движимого имущества, относящегося к федеральной собственности, за федеральными государственными бюджетными (казенными, автономными) учреждениями, федеральными казенными предприятиями на праве оперативного управления, а также изъятия имущества из оперативного управления соответствующие предложения направляются в Росимущество в аналогичном принятию решения о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения за федеральными государственными унитарными предприятиями порядке.

Письмо Росимущества от 10 октября 2006 г. N ЛП-08/23957 считать утратившим силу.

Судебная практика и законодательство — Росимущества от 22.03.2013 N ИБ-06/12205 (ред. от 22.04.2013) «О перечне документов, необходимых для принятия решения о закреплении недвижимого и движимого имущества»

Размещаемое на MB-Портале обращение в форме сопроводительного письма необходимо дополнить комплектом документов, перечень которых установлен письмами Росимущества от 22.03.2013 N ИБ-06/12205 и от 22.04.2013 N ИБ-06/17715 (указанные письма ранее направлялись ФАНО России в подведомственные организации письмом от 19.06.2015 N 007-18.1-21/АС-67).

Отказ от права собственности

Отказаться от права собственности на недвижимость или движимое имущество могут физические и юридические лица.

Не так много людей отказывается от прав собственности. Поэтому данная практика не так распространена в России, как в других странах. Тем не менее, подобный порядок существует. Но если отказаться от движимого имущества довольно легко, то как быть, если это участок или дом? Является ли такой отказ законным?

Субъекты отказа от права собственности

Отказаться от права собственности на недвижимость или движимое имущество могут физические и юридические лица. А вот муниципальные или государственные органы отказаться от права собственности на любое имущество не могут. Право собственности подразумевает, что лицо может распоряжаться, владеть и пользоваться этим имуществом.

Лица могут распоряжаться любым имуществом, которое не принадлежит государству или муниципалитету.

Что касается юридических лиц, то они владеют тем имуществом, которое принадлежит им на основании их вкладов. Хозяин имеет право распоряжаться имуществом по своему усмотрению, если это не противоречит законодательству.

Он может не просто использовать дом или квартиру в своих целях, но и передавать их в пользование третьим лицам. При этом свои права как собственника он не теряет.

Порядок отказа от прав собственности

Существует процедура, согласно которой происходит прекращение права собственности на имущество. Чаще всего причиной для этого являются:

  • передача собственности третьим лицам;
  • уничтожение имущества из-за неправильного использования;
  • добровольный отказ владельца от своих прав.

Два первых способа используются очень часто. Передача прав собственности подразумевает продажу или дарение имущества. А при уничтожении вещи все права исчезают автоматически. При добровольном отказе от владения имуществом, у хозяина остаются все его права и обязанности до тех пор, пока имущество не перейдет к другому владельцу.

Эта норма закона необходима для того, чтобы обеспечить сохранность вещи, будь то движимое или недвижимое имущество. В противном случае оно может прийти в негодность или навредить окружающим.

Порядок отказа собственником своих прав является новшеством для российского законодательства. Поэтому закон не может дать четкого определения того, как именно это должно осуществляться. К примеру, для этого можно публично заявить о своем намерении. Но закон не уточняет, что нужно сделать объявление через СМИ и в какой форме, устной или письменной.

По этой причине такой способ применяется редко. Чаще всего хозяин заявляет о своем отказе на право собственности путем оставления вещи бесхозной.

А что же происходит с недвижимостью, которую нельзя выкинуть и какие последствия влечет за собой отказ от него? Чаще всего это касается земельных участков. Отказ от права собственности на земельный участок предусматривает подачу заявления, на основании которого оформляется отказ. К заявлению прикладывается документ, подтверждающий право собственности лица и т. д.

Бумаги подаются в орган, который регистрирует права на недвижимость. Но при подаче заявления право собственности не прекращается автоматически. Это происходит только тогда, когда появляется новый владелец.

Последствия отказа

Помимо того, что бывший владелец должен заботиться о сохранности имущества до появления нового собственника, у его есть и другие обязанности. Из вышесказанного становится ясно, что законодатель не воспринимает отказ от права собственности окончательным решением. А если вещь была выброшена и нанесла какой-то вред, то отвечает за это также бывший собственник. Что касается возврата собственности, это можно осуществить, пока у объекта нет нового владельца.

Если собственник отказался от земельного участка, то ему все равно придется не только следить за сохранностью имущества, но и платить все необходимые налоги.

При этом имущество становится бесхозным и ставится на государственный учет. После, в течение года должен появиться новый владелец.

Если этого не происходит, то предъявить свои права на участок могут муниципальные или государственные органы. Но суды чаще всего учитывают наличие владельца, пусть и бывшего, и предлагая вернуть ему землю.

Ссылка на основную публикацию
"
×
×
" Adblock
detector