""

Оценка рисков при реализации государственной политики негосударственных пенсионных фондов

Оценка рисков при реализации государственной политики негосударственных пенсионных фондов

И таких примеров не мало. Итогом третьей группы рисков является то, что рынок негосударственного пенсионного обеспечения постепенно очищается от мелких НПФ за счет усиления регулирующей функции федеральной службы по финансовым рынкам и ужесточения лицензионных требований (с 1 июля 2009 года минимальный размер имущества для осуществления уставной деятельности НПФ должен составлять не менее 50 млн. руб.) На 01.01.2010 количество действующих НПФ составило 165 против 240 на 01.01.2008, что означает снижение на треть. На наш взгляд, необходимо оставить 20 НПФ, у которых доля на рынке больше 1%. Подведем итоги. 1. У НПФ больше рисков, чем у управляющих компаний. 2. У НПФ 3 группы рисков: риск увеличения расхода, риск неполучения дохода и риск слияния. 3. Из мирового опыта известно, что продолжительность жизни застрахованных лиц значительно выше популяционной. 4.

Пенсии, статьи по теме

Кроме того, Пенсионный фонд России ведет реестр застрахованных лиц, в котором отражаются сведения о том, какой негосударственный пенсионный фонд выбрало застрахованное лицо. Эти меры исключают возможность утраты сведений о пенсионных накоплениях в случае реорганизации или ликвидации негосударственного пенсионного фонда.

При ликвидации фонда, которая может осуществляться только по основаниям, предусмотренным законом, и проводится комиссией, состав которой согласован с Минтрудом России, средства пенсионных накоплений передаются в Пенсионный фонд России. На них не могут быть обращены требования кредиторов фонда.
В случае аннулирования у негосударственного пенсионного фонда лицензии средства пенсионных накоплений принудительно передаются в Пенсионный фонд России.

Вы точно человек?

Проводить постоянный мониторинг и сравнительный анализ рисков и ситуаций, приводящих к их возникновению, а также вероятности их появления. 2. Проводить количественный и качественный анализ рисков.
3.

Ранжировать риски по значимости и степени их наступления. 6. Создавать методики управления и снижения рисков, при невозможности их ликвидации.

Методы управления рисками негосударственных пенсионных фондов

Увеличение средств на обеспечение уставной деятельности, в том числе частично, за счет привлечения новых учредителей фонда. Даже если пенсионные обязательства превысят пенсионные резервы, наличие средств на ОУД в необходимом размере позволит фонду выполнить свои обязательства.

7. Постоянный контроль рисков и принятие необходимых мер. Одним из основных источников информации для этого является отчет об актуарном оценивании.


В отчете делается важный вывод о финансовой устойчивости фонда, анализируются причины нарушения актуарного баланса. Актуарий фонда не только представляет необходимую информацию руководству и специалистам фонда в актуарном отчете, но и постоянно контролирует все события в фонде, которые могут повлиять на его финансовую устойчивость. Далее в курсовой работе, необходимо отметить методы государственного регулирования рисков негосударственных пенсионных фондов.

Риски в системе негосударственного пенсионного обеспечения

Политика управления рисками ао нпф втб пенсионный фонд

Эти стандарты используются в основном для производства, но их принципы вполне могут быть применены к работе негосударственных пенсионных фондов.В рамках этих стандартов существуют восемь принципов менеджмента качества:1) ориентация на потребителя;2) лидерство руководителя;3) вовлечение работников;4) процессный подход (систематизация процесса);5) системный подход к менеджменту;6) постоянное улучшение;7) принятие решений, основанных на фактах;8) взаимовыгодные отношения с партнерами.Система принципов менеджмента качества является совокупностью организационной структуры, системы управления, соответствующих материальных, финансовых, интеллектуальных и административных ресурсов, а также технологий и механизмов обеспечения, управления и мониторинга качества.3. Технологические риски — риски, связанные с используемыми технологиями.

Развитие методов управления рисками в пенсионных фондах

Неэффективности внутренних инструкций, определяющих использование технологических систем. Для устранения технологических рисков чрезвычайно важно иметь технологические инструкции по реализации технологических процессов происходящих в негосударственном пенсионном фонде и отлаженный механизм контроля за исполнением этих инструкций. Также, при использовании IT-технологий важно иметь возможность первоначальной их апробации на ряде «пилотных» проектов. Зависимость рисков от управления НПФ. № Виды рисков Зависимость от управления НПФ 1. Финансовые риски. Частично зависят 2. Политические риски. Не зависят 3. Риски изменения законодательства Не зависят в т.ч. налоговые риски Не зависят 4. Демографические риски. Не зависят 5. Актуарные риски. Зависят 6. Управленческие риски Зависят 7. Технологические риски.
Для рассмотрения следующего вопроса имеет смысл ввести следующие понятия: Динамический риск – риск случайных колебаний результатов деятельности не способных повлиять на жизнеспособность организации. Повышенный риск – риск колебаний результатов способных повлиять на жизнеспособность организации.

Статический риск – риск возникновения ситуаций, в результате которых под угрозу ставится дальнейшая деятельность организации. Только комплексный анализ и управление рассмотренными рисками может гарантировать негосударственному пенсионному фонду стабильность и возможность эффективно развиваться.

Для управления рисками необходимо проводить анализ причин возникновения рисков, а также возможностей их устранения или минимизации. Анализ рисков предлагается проводить следующим образом: 1.

Законодательно закреплено сотрудничество НПФ с такими финансовыми партнерами, как управляющие компании, спецдепозитарии, банки и т.д. Безусловно, от выбора руководством НПФ финансового партнера зависит успешность дальнейшей работы. С нашей точки зрения, при выборе необходимо обращать внимание на следующие аспекты:- наличие у партнера лицензий на осуществление профильной деятельности;- наличие в штате партнера профессиональных работников;- соответствие собственного капитала законодательным нормам и возможности финансово-экономической деятельности;- достаточный срок работы на рынке (от трех лет);- хорошая репутация;- результаты аудита.Обращая внимание на данные аспекты при выборе партнеров, возможно получить относительные гарантии исполнения партнерами НПФ своих обязательств. Более определенные гарантии можно получить, застраховав финансовые риски в страховой компании.4.
Управляющая компания заинтересована сформировать высокодоходный, но достаточно рисковый инвестиционный портфель, а НПФ, напротив, заинтересован в ограничении рисков по управлению средствами. В деятельности НПФ можно выделить три группы рисков: 1. Риск увеличения расходов – риск того, что застрахованное лицо проживет дольше, чем предполагалось при составлении договора. 2. Риск неполучения дохода – риск того, что доходность инвестиций окажется ниже, чем предполагалось при составлении договора. 3. Риск слияния или исчезновения – риск заключается в том, что государство ужесточает требования к НПФ и косвенно влияет на их численность. Первая группа рисков для Российской Федерации осложняется тем, что трудно прогнозировать продолжительность жизни. В России в течение длительного времени продолжительность жизни убывала.

Риски негосударственных пенсионных фондов

РИСКИ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ

Ярославский государственный университет им.

г. Ярославль, Ленинградский пр-т д. 62, к. 4, к. 19

Негосударственные пенсионные фонды стали неотъемлемой частью российского финансового рынка. В процессе своей деятельности они сталкиваются с различными рисками, которые в свою очередь имеют специфический характер. В данной статье рассмотрены различные группы рисков НПФ, предложены пути их преодоления.

В Федеральном законе от 07.05.98 «О негосударственных пенсионных фондах» негосударственный пенсионный фонд (далее НПФ) определяется как особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются: деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения; деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 01.01.01 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и договорами об обязательном пенсионном страховании; деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем.

В отличие от НПФ управляющая компания — акционерное общество, общество с ограниченной (дополнительной) ответственностью, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие лицензию на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами.

По российскому законодательству НПФ могут осуществлять размещение средств пенсионных резервов самостоятельно, а также через управляющую компанию. НПФ имеют право самостоятельно размещать средства пенсионных резервов в государственные ценные бумаги Российской Федерации, банковские депозиты и иные объекты инвестирования, предусмотренные Правительством Российской Федерации. Передача средств пенсионных резервов и средств пенсионных накоплений в доверительное управление не влечет перехода права собственности на них к управляющей компании. Управляющая компания несет ответственность перед НПФ и его участниками (гражданами, заключившими договор) за ненадлежащее исполнение возложенных на нее обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации, но не несет ответственности перед участниками по обязательствам фонда. Т. е. НПФ выступает в роли посредника между участниками негосударственного пенсионного обеспечения и управляющими компаниями. На него возложена двойственная задача: с одной стороны – аккумулировать денежные средства, с другой – эффективно размещать данные средства. В подтверждение заинтересованности НПФ в грамотном привлечении денежных средств и их размещении отмечено в законе: «на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, не может направляться более 15 процентов дохода, полученного от размещения средств пенсионных резервов, и более 15 процентов дохода, полученного от инвестирования средств пенсионных накоплений, после вычета вознаграждения управляющей компании».

Таким образом, можно утверждать, что НПФ несет как риски, присущие организациям, действующим на финансовых рынках (риски неполучения дохода), так и риски, связанные с выплатой негосударственных пенсий (риски увеличения расхода). По приведенным группам риска НПФ соответствуют страховые компании и банки.

Управляющая компания заинтересована сформировать высокодоходный, но достаточно рисковый инвестиционный портфель, а НПФ, напротив, заинтересован в ограничении рисков по управлению средствами.

В деятельности НПФ можно выделить три группы рисков:

1. Риск увеличения расходов – риск того, что застрахованное лицо проживет дольше, чем предполагалось при составлении договора.

2. Риск неполучения дохода – риск того, что доходность инвестиций окажется ниже, чем предполагалось при составлении договора.

3. Риск слияния или исчезновения – риск заключается в том, что государство ужесточает требования к НПФ и косвенно влияет на их численность.

Первая группа рисков для Российской Федерации осложняется тем, что трудно прогнозировать продолжительность жизни. В России в течение длительного времени продолжительность жизни убывала. В отличие от развитых стран мира, у нас нет устоявшегося тренда изменения продолжительности жизни. Более того, «догоняющий» рост продолжительности жизни может быть значительнее мирового, что задачу прогнозирования отнюдь не упрощает. Дополнительные сложности порождает отличие продолжительности жизни застрахованных лиц от популяционной (средней) продолжительности жизни в стране. Из мирового опыта известно, что смертность застрахованных лиц ниже, а продолжительность жизни значительно выше популяционной.

Вторая группа рисков усложняется тем, что в России еще не сформирован окончательно финансовый рынок. Он становится более открытым и тем самым подвергается мировому влиянию, что продемонстрировал финансовый кризис 2008 года. Например, НПФ «Стальфонд», входящий в десятку лучших НПФ по объему пенсионных накоплений, в 2008 году показал отрицательную доходность -35%. И таких примеров не мало.

Итогом третьей группы рисков является то, что рынок негосударственного пенсионного обеспечения постепенно очищается от мелких НПФ за счет усиления регулирующей функции федеральной службы по финансовым рынкам и ужесточения лицензионных требований (с 1 июля 2009 года минимальный размер имущества для осуществления уставной деятельности НПФ должен составлять не менее 50 млн. руб.) На 01.01.2010 количество действующих НПФ составило 165 против 240 на 01.01.2008, что означает снижение на треть. На наш взгляд, необходимо оставить 20 НПФ, у которых доля на рынке больше 1%.

1. У НПФ больше рисков, чем у управляющих компаний.

2. У НПФ 3 группы рисков: риск увеличения расхода, риск неполучения дохода и риск слияния.

3. Из мирового опыта известно, что продолжительность жизни застрахованных лиц значительно выше популяционной.

4. В России еще не сформирован окончательно финансовый рынок, и он подвержен мировому влиянию.

5. Рынок негосударственного пенсионного обеспечения постепенно очищается от мелких НПФ.

6. Рынок негосударственного пенсионного страхования становится весьма динамичным и высококонкурентным, а значит и рисковым.

1. Пенсии повышенного риска // Е Алеева., П. Рушайло Деньги. – 2009.-№ 29(736) URL:http://www. *****/doc. aspx? Docs >

2. Баранов пенсионные фонды через призму рисков. URL:http://www. *****/catalog. html? item_ >

3. Российская Федерация. Законы. О негосударственных пенсионных фондах: федер. закон от 07.05.98. URL:http://base. *****/cons/cgi/online. cgi? req=doc;base=LAW;n=99685;fld=134;dst=

4. Лельчук страхование или пенсионное обеспечение// Финансы. 2010. № 7. С. 66 – 70.

5. Фрумкин. К. НПФ: Рост за счет «виртуальных» денег // Финанс. 2010. № 20(351). С. 28 – 35.

Ivanov Anatoly Evgenevich

The Yaroslavl state university of a name of P. G.Demidov

Yaroslavl, Leningrad prospectus, the house 62, case 4, apartment 19

Now, the risk covers all parties of our life: from personal material to the global natural. The various organizations in the activity face their every possible kinds. Activity nonstate pension funds also is interfaced to different groups of risks which are considered in given article.

на статью «Риски негосударственных пенсионных фондов» аспиранта кафедры финансов и кредита ЯрГУ им. П. Г. Демидова .

В статье исследует взаимодействие негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний и выделяет риски, присущие НПФ.

Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, поскольку, во-первых, рассматриваемые вопросы являются в настоящий момент остро дискуссионными, а, во-вторых, играют важную роль в изучении проблем пенсионной системы РФ.

Автор выделяет основные риски в деятельности НПФ, дает их пояснение, приводит обоснования. Автором проведена значительная работа по изучению законодательства, сбору и анализу информации.

Статья оформлена в соответствии с требованиями, включает предисловие, основную часть, выводы.

Научная статья «Риски негосударственных пенсионных фондов» соответствует требованиям, предъявляемым к работам такого рода и рекомендуется к публикации.

Научный руководитель доцент кафедры «Финансы и кредит» ЯрГУ им. П. Г. Демидова, кандидат экономических наук Кузьмин Иван Григорьевич

Зав. кафедрой «Финансы и кредит» ЯрГУ им. П. Г. Демидова, доктор экономических наук

Пенсионные риски

Конфликты с управляющими компаниями заставляют негосударственные пенсионные фонды создавать собственные подразделения риск-менеджмента. Это смогут позволить себе лишь крупнейшие НПФ, поэтому рынок ждет новая волна консолидации.

Конфликты с управляющими компаниями заставляют негосударственные пенсионные фонды создавать собственные подразделения риск-менеджмента. Это смогут позволить себе лишь крупнейшие НПФ, поэтому рынок ждет новая волна консолидации.

Убытки, показанные в 2008 г. от размещения пенсионных средств управляющими компаниями (по оценке «Эксперт РА» – до -25% по пенсионным резервам и до -20% по пенсионным накоплениям) привели к серии судебных процессов между НПФ и УК по поводу минимально гарантированной доходности (МГД) и сохранности средств.

При этом в судебные иски вылилась лишь небольшая доля разногласий: большинство участников рынка предпочли договориться. Однако итоги 2008 года повлияют на взаимоотношения между УК и НПФ: поскольку в конечном итоге именно фонды несут обязательства перед вкладчиками и застрахованными лицами, им придется взять часть функций по управлению рисками на себя.

Путь переговоров

Расширение инвестиционной декларации по пенсионным резервам делает переговорные позиции НПФ в вопросе регламентации отношений более прочными: пенсионные средства составляют около трети рынка доверительного управления и служат для УК важным источником дохода. Таким образом, фонды смогут снизить свои риски, связанные с возможными излишне агрессивными действиями УК на рынке, закрепив дополнительные условия в договоре, например, ограничив список эмитентов, в которые могут быть размещены средства. «На наш взгляд, такой инструмент позволяет негосударственному пенсионному фонду повысить качество управления кредитным риском, поскольку в таком случае фонд сможет самостоятельно контролировать размещение средств и отсечь потенциально рискованные бумаги», – делится опытом председатель совета НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ» Александр Жирков.

Другой вариант контроля УК со стороны фонда – регулярные встречи с корректировкой представителями НПФ инвестиционной стратегии управляющего. «Мы регулярно проводим заседания Инвестиционного комитета совместно с представителями управляющих компаний, – рассказывает исполнительный директор НПФ «Телеком-Союз» Антон Островский. – Это позволяет в оперативном режиме производить мониторинг, анализ и контроль рисков, возникающих в процессе размещения пенсионных резервов и инвестирования пенсионных накоплений, а также повысить устойчивость фонда».

Описанные варианты контроля действий УК будут малоэффективны без создания качественной системы риск-менеджмента внутри самих фондов. Однако создание качественной системы управления рисками, способной оперативно отслеживать и реагировать на изменения в экономике, возможно лишь в рамках крупных фондов. Пенсионный фонд с небольшим бизнесом и низким объемом имущества для обеспечения уставной деятельности (ИОУД) просто не сможет себе позволить обеспечить функционирование такой системы. Перспективы небольших НПФ усугубляются и необходимостью компенсировать убытки от размещения пенсионных средств, полученные в 2008 г.

Игра на выбывание

По данным «Эксперт РА» на 01.10.09 большинство НПФ отыграли потери, вызванные кризисом, однако при этом наблюдается разрыв между доходностью от размещения средств и доходом, начисленным за тот же период на индивидуальные счета вкладчиков (средняя доходность за три года составила лишь 5,5% по пенсионным резервам и 4,19% по пенсионным накоплениям). Необходимость компенсировать этот разрыв не позволит фондам в полной мере отвлекать прибыль текущего года на свои нужды. Это ограничит возможности НПФ по финансированию своей деятельности, в том числе – по развитию и совершенствованию систем риск-менеджмента, необходимых для контроля деятельности управляющих компаний.

На фоне сокращения корпоративных пенсионных программ (по оценке «Эксперт РА» пенсионные взносы снизились в среднем по рынку на 30%) небольшие фонды не смогут закрыть убытки и одновременно организовать системы риск-менеджмента, а потому будут вынуждены уйти с рынка. В лучшем случае — слившись с более крупными игроками, а в худшем – с пропущенной «дырой» между обязательствами и активами и отозванной лицензией. «Текущие ограничения, накладываемые на минимальный уровень ИОУД, являются слишком мягкими, — утверждает исполнительный директор Национального НПФ Светлана Касина. — В условиях отсутствия инвестиционного дохода, фондам необходимо не менее 300-500 млн. рублей для обеспечения беспроблемного функционирования». Схожей позиции придерживается и Александр Жирков из НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ»: «По нашим оценкам, самостоятельное развитие негосударственного пенсионного фонда – именно самостоятельное развитие, которое происходит не за счет средств учредителей – возможно при наличии суммы пенсионных накоплений и пенсионных резервов от 1 млрд. долларов. Такой размер бизнеса позволяет, не рискуя средствами участников и застрахованных лиц, развивать и поддерживать региональную инфраструктуру, повышать качество обслуживания клиентов».

В течение 2010-2011 гг. под давлением изменившихся правил игры с рынка может уйти 25% — 35% участников, но при этом консолидация рынка вокруг крупных фондов станет шагом к повышению качества управления рисками, а потому – важным шагом на пути к повышению надежности системы и защиты интересов будущих пенсионеров.

Доходные консерваторы

На волне борьбы с рисками растет консервативность инвестиционных портфелей НПФ. Если в структуре пенсионных резервов принципиальных изменений в 2009 г. не произошло, то структура пенсионных накоплений претерпела значительные изменения именно в текущем году за счет роста доли инструментов с фиксированным доходом и относительно небольшой рискованностью – таких, как денежных средств на счетах в банках и субфедеральных облигаций (см. врез).

На протяжении 2010 года структура инвестиционных портфелей НПФ, скорее всего останется столь же консервативной, как и сейчас. В то же время, состав инструментов, используемых фондами, скорее всего, пополнится инфраструктурными облигациями. С одной стороны запуск подобных бумаг в обращение продвигается крупнейшими игроками рынка и эмитентами, с другой стороны – длинные и надежные бумаги остро требуются фондам. «Проведенные исследования показывают, что доходность инфраструктурных проектов выше доходности по акциям. Так, вложения в американскую инфраструктуру позволили получить среднегодовую доходность инвестирования порядка 12.8% годовых по сравнению с 9.2% годовых по инвестициям в фондовый рынок США на периоде с 1997 по 2007 годы, – рассказывает Юрий Сизов, заместитель генерального директора УК «Лидер» по стратегическим вопросам. – При этом вложения в инфраструктурные проекты менее волатильны, так как во времена кризиса спрос на услуги инфраструктуры в большинстве случаев снижается значительно меньше, чем в других сферах».

В 2009 г значительно возросла консервативность структуры пенсионных накоплений. Так, если на конец 2008 г. по данным «Эксперт РА» на депозиты в коммерческих банках и деньги на расчетных счетах приходилось не более 9% пенсионных накоплений, то уже на 01.10.09 доля таких инструментов превысила 16%. Другой тенденцией, наметившейся на рынке пенсионных накоплений, является рост доли субфедеральных облигаций, что обусловлено их сравнительно высокой доходностью при фактических низких рисках на фоне широкой финансовой поддержки федеральными властями регионов.

Риски негосударственного пенсионного фонда

Каждый негосударственный пенсионный фонд в своей деятельности часто сталкивается с неопределенностью наступления ряда событий, в том числе получения желаемых финансовых результатов. При этом существуют риски не выполнить принятые на себя фондом обязательства по выплате пенсий. Риски НПФ, обусловленные действием финансово-экономических, демографических и других факторов, можно трактовать как вероятность невыполнения пенсионных обязательств. Другими словами, исходя из принятого нами определения, для фонда появляется риск стать финансово неустойчивым. Какие же имеются риски НПФ?

Классифицировать риски НПФ можно различными способами по разным признакам. Так как цель актуария — обеспечить актуарный баланс между актуарными активами и актуарными пассивами (обязательствами), для анализа финансовой устойчивости на основе актуарных подходов риски НПФ удобно и наиболее естественно разбить на две группы:

  • — риски актуарных пассивов — риски неправильной оценки и формирования обязательств фонда;
  • — риски актуарных активов — риски того, что активы будут меньше расчетных величин.

К рискам первой группы относится прежде всего риск ошибок оценки (расчетов) имеющихся пенсионных обязательств. Он появляется вследствие применения неверных формул и алгоритмов расчета, ошибок при разработке компьютерных расчетных программ, ошибок в исходных данных (например, в представленной информации по дате рождения и полу участников), неправильного задания актуарных предположений (актуарной доходности и таблиц продолжительности жизни) при проведении расчетов и т. д.

В этих случаях можно получить неверное представление (как заниженное, так и завышенное) об имеющихся обязательствах фонда.

К этой же группе можно отнести также риск ошибок формирования новых обязательств при начислении инвестиционного дохода на пенсионные счета, при индексации пенсий и т. д. В этих случаях может произойти, например, необоснованное завышение обязательств фонда, нарушающее актуарный баланс.

Мы увязали в первой группе риск ошибок оценки и риск формирования обязательств, поскольку неверное вычисление имеющихся обязательств в дальнейшем, как правило, приводит к ошибкам формирования новых обязательств.

К рискам второй группы относятся прежде всего инвестиционные риски. В первую очередь к ним относится риск неполучения заданной (желаемой) доходности инвестирования. При неблагоприятном стечении обстоятельств возможны даже риски убытков при инвестировании. К каким последствиям это может привести? Во-первых, могут быть не выполнены прямые обязательства фонда по доходности начисления на пенсионные счета. Во-вторых, даже если прямых обязательств по доходности начисления у фонда нет, желательно обеспечить эту доходность не ниже уровня инфляции, так как только в этом случае не будет снижаться покупательная способность пенсий. В-третьих, доходность может оказаться ниже актуарной доходности, принятой при расчетах обязательств. Во всех этих случаях финансовое равновесие фонда может нарушиться.

Кроме риска неполучения заданной доходности имеются риски снижения текущей ликвидности инвестиционного портфеля, что может сказаться на платежеспособности фонда при выплате пенсий и выкупных сумм.

К рискам второй группы кроме инвестиционных рисков можно отнести также риски непоступления пенсионных взносов

вкладчика. С точки зрения финансовой устойчивости это особенно опасно при использовании не полностью фондированных пенсионных схем.

Поскольку имеются риски задания доходности (риски первой группы) и риски неполучения заданной доходности (второй группы), можно говорить об относительном риске отклонения доходности инвестирования от принятого в актуарных расчетах значения. В общем случае нам важен относительный риск изменения активов по сравнению с пассивами.

Говоря о финансовой устойчивости, мы оценивали возможность выполнения пенсионных обязательств фонда, которые определяются пенсионными схемами. Рассмотрим различные пенсионные схемы с точки зрения финансовой устойчивости.

Оценка рисков при реализации государственной политики негосударственных пенсионных фондов

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ

ЮРЬЕВА ИРИНА АНАТОЛЬЕВНА 1 , МАСЮК НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА 1
Тип: статья в журнале — научная статья Язык: русский
Том: 5 Номер: 4 (17) Год: 2016 Страницы: 408-411
УДК: 330.1

АЗИМУТ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ: ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
Издательство: Некоммерческое Партнерство «Институт направленного образования» (Тольятти)
ISSN: 2309-1762

В условиях неопределенности пенсионной системы России немаловажную роль играет успешность инвестиционной деятельности негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Негосударственные пенсионные фонды являются субъектами долгосрочных финансовых вложений и, как следствие, подвергаются достаточно существенным рискам. Показателем эффективности реализации управления размещением имущества НПФ является достижение максимальной доходности при контроле уровня риска и соблюдении требований законодательства. В соответствии с требованиями Банка России в негосударственных пенсионных фондах должна быть создана система управления рисками (СУР) и интегрирована в систему управления фонда. СУР направлена на выявление рисков и организацию процесса управления ими с целью минимизации вероятности наступления, разработку мероприятий по снижению степени серьёзности последствий риска в случае, если он реализовался. Данная статья посвящена проблемам построения системы управления рисками в НПФ. В ходе исследования выделены основные риски российских НПФ, рассмотрены практические аспекты управления рисками, позволяющие регулировать наиболее важные бизнес-процессы фонда.

В условиях неопределенности пенсионной системы России немаловажную роль играет успешность инвестиционной деятельности негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Негосударственные пенсионные фонды являются субъектами долгосрочных финансовых вложений и, как следствие, подвергаются достаточно существенным рискам. Показателем эффективности реализации управления размещением имущества НПФ является достижение максимальной доходности при контроле уровня риска и соблюдении требований законодательства. В соответствии с требованиями Банка России в негосударственных пенсионных фондах должна быть создана система управления рисками (СУР) и интегрирована в систему управления фонда. СУР направлена на выявление рисков и организацию процесса управления ими с целью минимизации вероятности наступления, разработку мероприятий по снижению степени серьёзности последствий риска в случае, если он реализовался. Данная статья посвящена проблемам построения системы управления рисками в НПФ. В ходе исследования выделены основные риски российских НПФ, рассмотрены практические аспекты управления рисками, позволяющие регулировать наиболее важные бизнес-процессы фонда. Сделаны выводы, что несмотря на сложность количественной оценки операционных и актуарных рисков для НПФ и существенные затраты на автоматизацию, создание службы риск-менеджмента построение СУР на сегодняшний день для НПФ является одной из самых актуальных задач, направленной на обеспечение финансовой устойчивости, надёжности и соответствия нормативным требованиям.

Ссылка на основную публикацию
"
×
×
" Adblock
detector
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: