""

Назвать базовые законы по охране здоровья граждан

Законодательство Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан

Законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции РФ и состоит из базового Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов. Нормы об охране здоровья в них, а также в нормативных правовых актах субъектов РФ не должны противоречить нормам базового федерального закона. Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции имеют право издавать муниципальные правовые акты только в соответствии с федеральным законодательством. Если международным договором установлены иные правила в сфере охраны здоровья граждан, чем в федеральном законе, то применяются правила международного договора. Законодательство в сфере здравоохранения включает основные положения общепризнанных норм международного права, содержащихся во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), в Международном кодексе медицинской этики (1949 г.), Хельсинкско-Токийской декларации (1964, 1975 гг.) и ряде других международно-правовых актов.

Федеральные законы, регулирующие вопросы охраны здоровья и медицинской помощи гражданам, рекомендуется распределять в следующие блоки [1] .

Первый блок — надзорные законы, направленные на безопасность жизни и среды обитания, к которым относятся различные санитарно-эпидемиологические акты об охране населения, атмосферного воздуха, включая радиационный фон питьевой воды и пищевых продуктов; об экологической экспертизе.

Второй блок — законы о профилактике, к которым относятся нормативные акты об инфекционных заболеваниях, о предупреждении ВИЧ-инфекции, туберкулеза, о наркотических и психотропных средствах, об ограничении курения табака, рекламы алкоголя и табака и иммунопрофилактике, о природных лечебных ресурсах и курортах, физической культуре и спорте.

Третий блок — законы о правах граждан на охрану здоровья, правах пациентов, защите нрав потребителей, инвалидов, общих гарантиях прав ребенка в Российской Федерации, рекламе медицинских услуг, медицинских изделий и лекарственных средств и пр.

Четвертый блок — законы, определяющие права, профессиональную ответственность и социальную защиту медицинских работников. Основная часть таких норм содержится в Федеральном законе «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», а также в ГК, КоАП, ТК, СК, УК РФ и пр.

Пятый блок — законы, определяющие деятельность национальной системы здравоохранения: об организации учреждений здравоохранения и т.п.

Шестой блок — законы, регламентирующие финансирование здравоохранения (о федеральном бюджете, бюджете ФФОМС, медицинском страховании граждан, Налоговый кодекс РФ, таможенное законодательство и др.).

Седьмой блок — законы, регулирующие отдельные виды медицинской деятельности. Сюда относятся законы о трансплантации органов и (или) тканей, психиатрической помощи и гарантиях при ее оказании, донорстве крови и ее компонентах, погребении и похоронном деле, государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности, государственной судебно-экспертной деятельности.

Приведем федеральные законы в сфере охраны здоровья граждан, принятые Государственной Думой РФ, исключая кодексы и отдельные законы федерального уровня, прямо не относящиеся к тематике, но которые упоминаются по тексту учебника в соответствующих его главах.

Перечень основных законов в сфере охраны здоровья:

  • — Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»;
  • — Закон РФ от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;
  • — Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»;
  • — Закон РФ от 22.12.1992 № 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека»;
  • — Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
  • — Федеральный закон от 23.02.1995 № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»;
  • — Федеральный закон от 30.03.1995 № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»;
  • — Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»;
  • — Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
  • — Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;
  • — Федеральный закон от 09.01.1996 № З-ФЗ «О радиационной безопасности населения»;

Федеральный закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»;

Федеральный закон от 05.07.1996 № 86-ФЗ «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности»;

Федеральный закон от 08.01.1998 № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»;

Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

  • — Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;
  • — Федеральный закон от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»;
  • — Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
  • — Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»;
  • — Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»;
  • — Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»;
  • — Федеральный закон от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 18.06.2001 № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

Федеральный закон от 23.10.2003 № 132-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам реабилитации инвалидов»;

  • — Федеральный закон от 30.06.2006 № 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»;
  • — Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»;
  • — Федеральный закон от 29.11.2010 № 313-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации”»;
  • — Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;
  • — Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
  • — Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 20.07.2012 № 125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов»;

Федеральный закон от 29.12.2015 № 389-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В 2015 г. Государственной Думой было принято 10 федеральных законов, направленных на обеспечение доступности жизненно важных лекарств в аптеках и стационарах, сдерживание роста цен на медицинские изделия и на стабилизацию ситуации на рынке лекарственных препаратов. Среди них можно назвать, в частности, Федеральные законы от 08.03.2015 № ЗЗ-ФЗ «О внесении изменений в статью 80 Федерального закона “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”», от 08.03.2015 № 34-ФЗ «О внесении изменений в статью 61 Федерального закона “Об обращении лекарственных средств”».

В разные годы были представлены и даже рассматривались в соответствующих комитетах Государственной Думы РФ проекты важнейших законов, которые так и не были приняты: «О регулировании частной медицинской деятельности», «О правовых основах биоэтики и гарантиях ее обеспечения», «О судебно-медицинской экспертизе», «О патологоанатомической экспертизе», «О традиционной и народной медицине (целительстве)», а также о защите прав пациентов и о ведомственной медицине.

Кроме того, еще в начале 2000-х гг. Государственная Дума РФ рассматривала проект Федерального закона «О здравоохранении в Российской Федерации», который имел цель установить правовые основы функционирования единой системы здравоохранения РФ, утвердить главную роль государства в системе оказания медицинской помощи и определить ответственность Правительства РФ за охрану здоровья граждан. Этот закон, по-видимому, будет принят после осуществления модернизации и реформ в здравоохранении.

Назвать базовые законы по охране здоровья граждан

Законодательство Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан


Федеральные законы, регулирующие вопросы охраны здоровья и медицинской помощи гражданам, рекомендуется распределять в следующие блоки. Первый блок — надзорные законы, направленные на безопасность жизни и среды обитания, к которым относятся различные санитарно-эпидемиологические акты об охране населения, атмосферного воздуха, включая радиационный фон питьевой воды и пищевых продуктов; об экологической экспертизе.

Второй блок — законы о профилактике, к которым относятся нормативные акты об инфекционных заболеваниях, о предупреждении ВИЧ-инфекции, туберкулеза, о наркотических и психотропных средствах, об ограничении курения табака, рекламы алкоголя и табака и иммунопрофилактике, о природных лечебных ресурсах и курортах, физической культуре и спорте.

Третий блок — законы о правах граждан на охрану здоровья, правах пациентов, защите нрав потребителей, инвалидов, общих гарантиях прав ребенка в Российской Федерации, рекламе медицинских услуг, медицинских изделий и лекарственных средств и пр.

Система законодательства об охране здоровья граждан

Изменилась и правовая ситуация в здравоохранении — медицина стала более доступна для претензий и исков пациентов, поэтому сегодня каждый медицинский работник должен четко знать не только свои права и обязанности, но также права и обязанности пациента при оказании ему медицинских услуг.

Он должен знать основы юриспруденции, иметь представление о той ответственности, которая наступает в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения им своих профессиональных обязанностей.

Эти требования могут быть соблюдены только при наличии соответствующей нормативной правовой базы.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности. В целях настоящего Федерального закона к медицинским организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность;12) фармацевтическая организация — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее фармацевтическую деятельность (организация оптовой торговли лекарственными средствами, аптечная организация).

В целях настоящего Федерального закона к фармацевтическим организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие фармацевтическую деятельность;13) медицинский

Охрана здоровья граждан в РФ

Первым законом этого периода стал Закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1991 г.). Следующим был разработан Закон РФ

«О психиатрической помощи и гарантии прав граждан при ее оказании»

Были определены принципы охраны здоровья граждан, задачи законодательства в области здравоохранения, права граждан при оказании медико-социальной помощи, права и обязанности медицинских работников, ответственность за причинение вреда здоровью и др.

Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации «

Положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к ним в части, касающейся медицинской деятельности. В целях настоящего Федерального закона к медицинским организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность; 11) фармацевтическая организация — организация, осуществляющая фармацевтическую деятельность (организация оптовой торговли лекарственными средствами, аптечная организация).

В целях настоящего Федерального закона к фармацевтическим организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие фармацевтическую деятельность; 12) медицинский работник — физическое лицо, которое

Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 06.03.2019) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

При решении отдельных вопросов, связанных с применением принудительных мер медицинского характера, необходимо руководствоваться положениями Федерального от 21 ноября 2011 г.

«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

, Российской Федерации от 2 июля 1992 г.

«О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью»

, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации от 17 октября 2005 г.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г.

N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

N 474-ФЗ Президент Российской Федерации Д.

Медведев Москва, Кремль21 ноября 2011 годаN 323-ФЗ Федеральный закон от 21 ноября 2011 г.

N 48 ст. 6724 В настоящий документ внесены изменения следующими документами: от 6 марта 2019 г.

N 18-ФЗ Изменения вступают в силу с 17 марта 2019 г. от 27 декабря 2019 г. N 511-ФЗ Изменения вступают в силу с 7 января 2019 г.

от 25 декабря 2019 г.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: 1) здоровье — состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма; 2) охрана здоровья граждан (далее — охрана здоровья) — система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека,

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г.

N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Настоящий Федеральный закон со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 23 ноября 2011 г.

N 263, на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 22 ноября 2011 г., в «Парламентской газете» от 24 ноября 2011 г. N 50, в Собрании законодательства Российской Федерации от 28 ноября 2011 г.

N 48 ст. 6724 В настоящий документ внесены изменения следующими документами: от 6 марта 2019 г. N 18-ФЗ Изменения вступают в силу с 17 марта 2019 г.

от 27 декабря 2019 г. N 511-ФЗ Изменения вступают в силу с 7 января 2019 г.

Назовите базовые законы по охране здоровья граждан

22) Федеральный закон от 2 февраля 2006 года N 23-ФЗ «О внесении изменения в статью 52 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 6, ст. 640);

23) статью 6 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 1, ст. 21);

24) статью 6 и пункт 2 статьи 33 Федерального закона от 18 октября 2007 года N 230-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 43, ст.

Порядок финансового обеспечения, в том числе посредством предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, оказания высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете уполномоченному федеральному органу исполнительной власти, устанавливается Правительством Российской Федерации.

6. Высокотехнологичная медицинская помощь за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете уполномоченному федеральному органу исполнительной власти, оказывается медицинскими организациями, перечень которых утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Порядок формирования указанного перечня устанавливается Правительством Российской Федерации.

Назовите базовые законы по охране здоровья граждан

5) обеспечивает своевременное представление в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в установленной форме ежеквартального отчета о расходовании предоставленных субвенций, сведений о лицензиях, выданных в соответствии с переданными полномочиями, о достижении целевых прогнозных показателей в случае их установления, экземпляров нормативных правовых актов, издаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных полномочий, и иной информации, предусмотренной нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа исполнительной власти;

6) обеспечивает ведение регионального сегмента федерального регистра, предусмотренного частью 8 настоящей статьи, и своевременное представление содержащихся в нем сведений в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

Назовите базовые законы по охране здоровья граждан от воздействия

проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии;

хранить благодарность и уважение к своим учителям, быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их профессиональному росту;

доброжелательно относиться к коллегам, обращаться к ним за помощью и советом, если этого требуют интересы пациента, и самому никогда не отказывать коллегам в помощи и совете;

постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, беречь и развивать благородные традиции медицины.».

2. Клятва врача дается в торжественной обстановке.

Статья 72. Права медицинских работников и фармацевтических работников и меры их стимулирования

Назовите базовые законы по охране здоровья граждан рф

2) оказание медицинской помощи в период оздоровления и организованного отдыха в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

3) санитарно-гигиеническое просвещение, обучение и труд в условиях, соответствующих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов;

4) медицинскую консультацию без взимания платы при определении профессиональной пригодности в порядке и на условиях, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

5) получение информации о состоянии здоровья в доступной для них форме в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона.

Диагноз, как правило, включает в себя сведения об основном заболевании или о состоянии, сопутствующих заболеваниях или состояниях, а также об осложнениях, вызванных основным заболеванием и сопутствующим заболеванием.

7. Отдельные функции лечащего врача по непосредственному оказанию медицинской помощи пациенту в период наблюдения за ним и его лечения, в том числе по назначению и применению лекарственных препаратов, включая наркотические лекарственные препараты и психотропные лекарственные препараты, руководителем медицинской организации при организации оказания первичной медико-санитарной помощи и скорой медицинской помощи могут быть возложены на фельдшера, акушерку в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Статья 71. Клятва врача

Поиск Лекций Тема 4. Охрана здоровья граждан.

Лекция 4.

Продолжительность: 8 часов

Тема 4. Охрана здоровья граждан.

Основные теоретические вопросы.

1. Общее содержание базовых законов. Основные понятия, используемые в сфере обращения лекарственных средств.

3. Права и социальная защита фармацевтических работников.

4. Компетенция государства, субъектов России, муниципальных учреждений в разработке и осуществлении программ по охране здоровья.

9) пациент — физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независимо от наличия у него заболевания и от его состояния;

10) медицинская деятельность — профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях;

11) медицинская организация — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет, в том числе через специальные пункты питания и организации торговли, осуществляется по заключению врачей в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

Статья 53. Рождение ребенка

1. Моментом рождения ребенка является момент отделения плода от организма матери посредством родов.

2. При рождении живого ребенка медицинская организация, в которой произошли роды, выдает документ установленной формы.

3.
Медицинские критерии рождения, в том числе сроки беременности, масса тела ребенка при рождении и признаки живорождения, а также порядок выдачи документа о рождении и его форма утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Статья 54. Права несовершеннолетних в сфере охраны здоровья

2. Медицинские отходы разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания в соответствии с критериями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, на следующие классы:

1) класс «А» — эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам;

2) класс «Б» — эпидемиологически опасные отходы;

3) класс «В» — чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы;

4) класс «Г» — токсикологические опасные отходы, приближенные по составу к промышленным;

5) класс «Д» — радиоактивные отходы.

3. Классификация, правила сбора, использования, обезвреживания, размещения, хранения, транспортировки, учета и утилизации медицинских отходов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

13) организация медико-биологического и медицинского обеспечения спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации;

14) организация и осуществление контроля за достоверностью первичных статистических данных, предоставляемых медицинскими организациями;

15) мониторинг безопасности медицинских изделий, регистрация побочных действий, нежелательных реакций при применении медицинских изделий, фактов и обстоятельств, создающих угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей при обращении зарегистрированных медицинских изделий;

16) обеспечение разработки и реализации программ научных исследований в сфере охраны здоровья, их координация;

17) международное сотрудничество Российской Федерации в сфере охраны здоровья, включая заключение международных договоров Российской Федерации.

Разрешение дает право на занятие народной медициной на территории субъекта Российской Федерации, органом исполнительной власти которого выдано такое разрешение.

4. Лицо, получившее разрешение, занимается народной медициной в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

5. Лишение гражданина разрешения на занятие народной медициной производится по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, выдавшего такое разрешение, и может быть обжаловано в суд.

Народная медицина не входит в программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

7. Незаконное занятие народной медициной, а также причинение вреда жизни или здоровью граждан при занятии народной медициной влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан

Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан разработаны на основании Конституции РФ и приняты в 1993 году. Основы включают в себя 12 разделов 69 статей. В основах законодательства говорится, «охрана здоровья граждан — это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера». Направлены эти меры на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека. Конституция РФ и государственные законодательные акты гарантируют охрану здоровья каждого человека.

Основными принципами охраны здоровья граждан являются:

-Соблюдение прав каждого гражданина в области охраны здоровья.

-Проведение комплекса профилактических мероприятий.

-Доступность медико-социальной помощи.

-Социальная защищённость граждан в случае утраты здоровья.

-Ответственность органов государственной власти за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

-Основы законодательства регулируют отношения граждан и органов власти и управления.

В основах законодательства определены:

-Задачи законодательства РФ об охране здоровья граждан

-Определение ответственности и компетенции РФ по вопросам охраны здоровья граждан.

-Правовое регулирование деятельности различных учреждений и организаций в области охраны здоровья граждан.

-Определение прав и установление гарантий граждан и отдельных групп населения в области охраны здоровья.

-Определение прав, обязанностей и ответственности медицинских и фармацевтических работников.

В компетенцию органов РФ, республик в её составе, краев, областей входят следующие положения:

-Они могут принимать и изменять федеральные законы об охране здоровья граждан;

-Разрабатывают меры по защите прав и свобод человека в области охраны здоровья;

-Разрабатывают программы развития здравоохранения на данной территории;

-Могут устанавливать структуру органов управления здравоохранением;

-Определяют бюджет на охрану здоровья граждан;

-Занимаются вопросами охраны окружающей среды;

-Устанавливают единую систему учета и отчётности в учреждениях здравоохранения;

-Занимаются подготовкой медицинских и фармацевтических работников;

-Разрабатывают программы обязательного медицинского страхования;

-Координируют деятельность органов государственной власти и управления;

-Координируют научные исследования;

-Устанавливают порядок проведения медицинской экспертизы;

-Устанавливают порядок сертификации и лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности.

Что касается организационных вопросов в области охраны здоровья населения, то в основах законодательства определены полномочия высших органов государственной власти и управления в области охраны здоровья граждан.

К ним относятся:

-принятие и утверждение, законов;

-разработка программ по развитию совершенствованию здравоохранения;

-финансирование системы охраны здоровья граждан.

В настоящее время в РФ существуют 3 системы здравоохранения: государственная, муниципальная и частная.

К государственной системе здравоохранения относятся МЗ РФ, МЗ республик в составе РФ, органы управления краёв и областей, а также все ЛПУ, НИИ, аптеки, образовательные, санитарно — профилактические учреждения, бюро судебно-медицинской экспертизы, учреждения по производству медицинских препаратов и медицинской техники, относящиеся к государственной собственности. К муниципальной системе здравоохранения относятся муниципальные органы управления з/о и все медицинские учреждения, находящиеся в муниципальной собственности.

К частной системе здравоохранения относятся ЛПУ и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности.

Все медицинские учреждения независимо от форм собственности должны иметь лицензию и сертификат на избранный вид деятельности.

Выдачу таких документов производят специально созданные при органах управления з/о лицензионные и сертификационные комиссии.

Отдельным разделом основ законодательства является раздел IV — Права граждан в области охраны здоровья.

Граждане РФ имеют право на охрану здоровья. Это право обеспечивается охранной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда и быта, отдыха, воспитания, обеспечения граждан. Здесь также говорится о необходимости производства и реализации доброкачественных продуктов питания и предоставлению населению доступной медико-социальной помощи.

-Граждане РФ имеют право на получение своевременной и достоверной информации о фактах, способствующих на него вредное влияние.

-Если человек заболел или утратил трудоспособность, он имеет право на медико-социальную помощь, куда входят все лечебные и оздоровительно-профилактические мероприятия.

-Граждане РФ имеют право на бесплатную медицинскую помощь, которая оказывается в государственных и муниципальных системах здравоохранения в соответствии с программами обязательного страхования.

Граждане РФ имеют право на льготное обеспечение протезами, ортопедическими и корригирующими изделиями, слуховыми аппаратами, таких граждан определяет Правительство РФ.

В основах законодательства определены также права отдельных групп населения в области охраны здоровья:

-Права беременных женщин и матерей.

-Права граждан пожилого возраста.

-Права граждан, попавших в чрезвычайные ситуации.

-Права заключённых, находящихся в местах лишения свободы.

Отдельный раздел основ законодательства посвящён гарантиям при осуществлении медико-социальной помощи гражданам. В частности говорится, что каждый гражданин имеет гарантированное право на первичную медико-санитарную помощь, на оказание скорой и неотложной помощи, на получение необходимой специализированной помощи.

В законодательстве подчёркивается, что государством запрещено медицинским работникам удовлетворять просьбы больных об ускорении их смерти при тяжёлых неизлечимых болезнях, смерти при тяжёлых неизлечимых болезнях.

Отдельный раздел основ законодательства касается медицинской экспертизы. В частности разбираются вопросы, связанные с экспертизой временной и стойкой нетрудоспособности, говорится также о военно-врачебной экспертизе, о судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертизе, определены их задачи.

В законодательстве подчёркивается, что граждане РФ имеют право на независимую медицинскую экспертизу в случае несогласия с заключением мед. экспертизы по их заявлению.

Дата добавления: 2016-09-03 ; просмотров: 2162 | Нарушение авторских прав

Общая характеристика Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 г. № 323.

Тема № 1. Характеристика правовых актов, регулирующих порядок оказания стоматологической помощи.

План.

1. Общая характеристика Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 г. № 323.

2.Право на осуществление медицинской деятельности в России (Приложение 1).

3. Правовые основы частной медицины.

4. Правовой статус врача-стоматолога.

5. Права пациента.

6. Право пациента на информацию о состоянии здоровья.

7. Обязанность медицинского персонала сохранять профессиональную тайну при оказании стоматологической помощи.

8. Правовые аспекты согласия на медицинское вмешательство при оказании стоматологической помощи (Приложения 2,4).

9. Правовые аспекты отказа от стоматологической помощи (Приложения 3,5).

10. Общая характеристика Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. № 2300-1.

11. Характеристика приказа Минздравсоцразвития РФ «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях» от 07.12.2011 г. № 1496н.

12. Ограничения, налагаемые на медицинских работников при осуществлении профессиональной деятельности.

Общая характеристика Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 г. № 323.

Законодательство в сфере охраны здоровья основывается на КонституцииРоссийской Федерации и состоит из Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, и определяет:

1) правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан;

2) права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав;

3) полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья;

4) права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья;

5) права и обязанности медицинских работников и фармацевтических работников.

В данном законе используются следующие основные понятия:

1) здоровье — состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма;

2) охрана здоровья граждан— система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи;

3) медицинская помощь — комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг;

4) медицинская услуга — медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение;

5) медицинское вмешательство — выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности;

6) профилактика — комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания;

7) диагностика — комплекс медицинских вмешательств, направленных на распознавание состояний или установление факта наличия либо отсутствия заболеваний, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб пациента, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях определения диагноза, выбора мероприятий по лечению пациента и (или) контроля за осуществлением этих мероприятий;

8) лечение — комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни;

9) пациент — физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независимо от наличия у него заболевания и от его состояния;

10) медицинская деятельность — профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях;

11) медицинская организация — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии;

12) медицинский работник — физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности, либо физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность;

13) лечащий врач — врач, на которого возложены функции по организации и непосредственному оказанию пациенту медицинской помощи в период наблюдения за ним и его лечения;

14) заболевание — возникающее в связи с воздействием патогенных факторов нарушение деятельности организма, работоспособности, способности адаптироваться к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды при одновременном изменении защитно-компенсаторных и защитно-приспособительных реакций и механизмов организма;

15) качество медицинской помощи — совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.

Принципы охраны здоровья:

1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

2) приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;

3) приоритет охраны здоровья детей;

4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;

6) доступность и качество медицинской помощи;

7) недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;

8) приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;

Ссылка на основную публикацию
"
×
×
" Adblock
detector