""

Как уменьшить сумму иска по дтп

Как уменьшить сумму иска по дтп

Главная страница Форум Гарант

Спасибо за совет, будем пытаться. Как раз Конституционный суд вынес соответствующее разъяснение.

10 марта 2017 года Конституционный Суд РФ разъяснил нормы Гражданского кодекса РФ, на основании которых решается вопрос о размере страховых выплат за ремонт поврежденного в ДТП автомобиля.
Слушание дела о проверке конституционности положений статьи 15, пункта 1 статьи 1064, статьи 1072 и пункта 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации состоялось 14 февраля 2017 года. Поводом к рассмотрению дела послужили жалобы граждан Аринушенко Андрея Сергеевича, Бересневой Галины Семеновны, Реутова Валерия Александровича и Середы Олега Николаевича.

История вопроса
Жители Краснодарского края А.Аринушенко, Г.Береснева, В.Реутов и О.Середа являются автовладельцами. Все они попали в ДТП, получили со страховых компаний выплаты на ремонт автомобилей с учетом износа деталей и пытались в судебном порядке дополнительно взыскать с виновников аварий суммы, составляющие разницу между ущербом, рассчитанным с учетом износа и без учета износа деталей. Однако в итоге Краснодарский краевой суд, ссылаясь на оспоренные нормы ГК РФ и разъяснения Верховного Суда РФ, оставил их требования без удовлетворения. Согласно разъяснениям ВС РФ, данным в Обзоре судебной практики в 2015 году, потерпевший может требовать от причинителя вреда сумму ущерба, рассчитанную по Единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт, т. е. с учетом износа подлежащих замене деталей, узлов и агрегатов.

Позиция заявителя
Заявители обращают внимание на неопределенность оспоренных норм, вследствие чего они не могут взыскать с причинителя вреда сумму возмещения убытков без учета износа деталей, и, таким образом, восстановить свои нарушенные права в полном объеме. Поэтому заявители просят признать оспоренные нормы не соответствующими Конституции РФ, ее статьям 15 (часть 1,2), 19 (часть 1), 35 (часть 1,2) и 55 (часть 2).

Позиция Суда
Закон об обязательном страховании гражданской ответственности (ОСАГО) владельцев транспортных средств является специальным нормативным правовым актом и регулирует исключительно эту сферу правоотношений.
Являясь дополнительной мерой защиты прав потерпевшего, этот закон не исключает распространение действия общих норм Гражданского кодекса РФ об обязательствах из причинения вреда на отношения между потерпевшим и лицом, причинившим вред. Поэтому при недостаточности страховой выплаты на покрытие ущерба потерпевший вправе рассчитывать на восполнение образовавшейся разницы за счет виновного лица путем предъявления к нему соответствующего требования.
В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 года № 25 судам даны были разъяснения включать в состав реального ущерба расходы на восстановление автомобиля, если для этого понадобились новые материалы. Однако впоследствии судебная практика пошла по другому пути, и размер выплаты ущерба страховщиком или причинителем вреда стал определяться только в соответствии с Единой методикой. В результате оспоренные нормы стали рассматриваться как не предполагающие возмещение вреда в полном объеме с непосредственного причинителя вреда.
Такое понимание оспоренных норм не учитывает различное предназначение мер защиты прав потерпевшего. Это приводит к несоразмерному ограничению его права на возмещение вреда, причиненного источником повышенной опасности, нарушению конституционных гарантий права собственности и права на судебную защиту.
Закон об ОСАГО и основанная на нем Единая методика не препятствуют включению в рамках гражданско-правового спора по ГК РФ полной стоимости ремонта и запчастей в состав подлежащих возмещению убытков потерпевшего от ДТП. Суды при этом могут уменьшать суммы ущерба, если в процессе ремонта использовались новые детали, узлы и агрегаты, которые имеют постоянный нормальный износ и подлежат регулярной замене, а также, если виновник ДТП изыщет более разумный способ исправления повреждений имущества.
Оспоренные нормы не противоречат Конституции РФ с учетом данного истолкования.
Правоприменительные решения по делам заявителей подлежат пересмотру.

Как уменьшить сумму иска по дтп

В данной статье мы разберем понятие суброгации и на примере практики расскажем о том как снизить сумму исковых требований для ответчика.

Суброгация – есть ничто иное как переход прав страхователя на возмещение ущерба к страховщику. В соответствии со ст. 965 ГК РФ страховщик, выплативший страховое возмещение, приобретает в пределах выплаченной суммы право требования, который страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования.

Как известно, после ДТП водитель, при наличии у него полиса КАСКО, имеет право обратиться в свою страховую компанию за возмещением ущерба, причиненного его транспортному средству. Страховая компания в пределах страховой суммы, выплачивает водителю денежные средства, необходимые на ремонт транспортного средства (либо, если полисом КАСКО предусмотрен ремонт автомобиля — оплачивает его стоимость).

В случае, если виновником в ДТП является оппонент водителя, застрахованного по КАСКО, то страховая компания имеет право обратиться непосредственно к виновнику (а равно страховой компании виновника) с целью компенсации понесенных ею убытков.

При этом требования страховой компании ограничиваются размером выплаченной страховой суммы, в связи с чем в порядке суброгации страховщик имеет право взыскать с виновного в причинении вреда (его страховой компании) только ту сумму, которую страховая компания выплатит своему страхователю.

Если страховое возмещение лишь частично погасило причиненные потерпевшему убытки, то к виновной стороне возможно предъявить лишь два требования: первое – страховщика в размере выплаченного потерпевшему страхового возмещения; второе – потерпевшего, в части причиненного вреда (убытка), не покрытого страховым возмещением.

В качестве примера рассмотрим дорожную ситуацию, где водитель «Ш» попал в ДТП с участием двух автомобилей. Должностным лицом ОГИБДД было определено, что виновником происшествия являлся именно водитель «Ш», застраховавший свою ответственность по полису ОСАГО.

Страховая компания потерпевшего водителя компенсировала своему клиенту ущерб (по полису КАСКО), причиненный его транспортному средству. В результате этого, она получила право требования к лицу, ответственному за возмещение убытков.

Страховая компания водителя «Ш» в рамках, действующей на тот момент, редакции Федерального Закона «Об ОСАГО», выплатила 120 000 руб. Однако этой суммы было недостаточно для полной компенсации убытков, понесенных страховой компании потерпевшего. Поэтому она обратилась с исковыми требованиями непосредственно к водителю «Ш».

По итогам анализа искового заявления и приложенных к нему документов, юрист нашей компании выявил, что Истец, помимо суммы ущерба от ДТП, также был намерен получить неосновательное обогащение в размере 30 000 руб. за франшизу, основания для взыскания которой у него не имелось.

Следствием того, в рамках предварительного судебного заседания, Истец был вынужден отказаться от взыскания с водителя «Ш» 30 000 руб.

В рамках заседания по существу наш юрист заявил ходатайство о назначении и проведении судебной автотовароведческой экспертизы, так как, по его мнению, заявленная сумма ущерба была завышена.

По итогам проведения экспертизы, позиция нашего юриста подтвердилась, в результате чего, снизилась сумма исковых требований к водителю «Ш», которая почти полностью покрывалась ранее выплаченными 120 000 руб. по ОСАГО.

С учетом того, что водитель «Ш» понес расходы по оплате услуг эксперта и сумма иска снизилась почти на нет, суд присудил ему компенсацию этих расходов за счет страховой компании потерпевшего.

Подводя итоги судебного разбирательства, констатируем, что страховая компания, обратившаяся с исковым заявлением к водителю «Ш», в итоге сама осталась ему должна.

Как уменьшить сумму возмещения ущерба при ДТП

В большинстве случаев дорожно-транспортное происшествие является причиной повреждения транспортного средства, что влечет за собой определенные материальные расходы. Согласно законодательству убытки, причиненные аварией, покрываются страховщиком, однако иногда страховой суммы недостаточно для компенсации ущерба в полном объеме. В таком случае возмещение разницы ложится на плечи непосредственного виновника ДТП. Чтобы добиться выплаты компенсации, пострадавшая в результате аварии сторона, как правило, обращается в суд с соответствующим заявлением. Хотя, стоит отметить, что случаи, когда участники ДТП договаривались о порядке возмещения убытков и их размере путем мирных переговоров также имеют место.

В статье представлена информация о том, как действовать в случае совершения аварии и как уменьшить материальный ущерб при ДТП, если договориться полюбовно не получилось, а размер требуемой компенсации явно преувеличен. Чтобы уменьшить сумму компенсации, потребуется консультация автоюриста и проведение специальной экспертизы. Только независимая экспертиза после ДТП поможет установить величину реального ущерба, таким образом, предотвратив выплату необоснованных убытков.

Предельный размер страховых выплат по КАСКО и ОСАГО

В соответствии с нормами закона с виновника аварии взыскиваются только те средства, которые представляют собой разницу между страховой суммой, размер которой прописан в страховом договоре, и суммой, являющей собой реальный ущерб, нанесенный пострадавшему лицу в результате аварийной ситуации. Данное требование обосновано тем, что материальный, впрочем, как и моральный, убыток, причиненный дорожно-транспортным происшествием, подлежит компенсации в полном объеме, поэтому виновник ДТП должен обеспечить покрытие фактического вреда полностью.

Как показывает практика, страховые выплаты по ОСАГО не превышают 160 тысяч рублей, в том случае, если вследствие аварии был нанесен вред жизни и здоровью потерпевшего лица/лиц, максимальная сумма компенсации по КАСКО при таких же обстоятельствах составляет 500 тысяч. Что касается возмещения причиненного материального ущерба, то предельные выплаты по КАСКО равны 400 тысячам рублей.

Обычно страховой договор дополнительно предусматривает размер компенсации, которую страховщик обязуется выплатить даже в случае непривлечения сотрудников ГИБДД, если документы, свидетельствующие о факте совершения аварии, составлены участниками происшествия самостоятельно.

Как уменьшить материальный ущерб при ДТП путем обжалования протокола

В некоторых случаях сотрудники ГИБДД при составлении протокола о дорожно-транспортном происшествии не фиксируют факт нарушения ПДД пострадавшей стороной, который, по сути, являлся основной причиной аварии и в будущем мог бы послужить основанием для уменьшения размера компенсации. Как виновнику ДТП уменьшить размер ущерба, если данные, внесенные в протокол, не соответствуют реальности или же документ составлен с нарушением процессуальных требований? Ответ очевиден: законность и действительность админпротокола можно оспорить в течение 10 дней с момента его составления.

Однако, следует помнить, что замечания относительно нарушений пострадавшей стороны должны быть подтверждены с помощью допустимых и относимых средств доказывания. Согласно процессуальному законодательству таковыми могут быть записи, зафиксированные видеорегистратором, показания свидетелей, а также другие доказательства, имеющие отношение к делу.

К примеру, если участник аварии, понесший убытки в результате ДТП, превысил скорость, и это послужило основной причиной аварии, однако сотрудники ГИБДД не видели превышения и соответственно, не зафиксировали его в протоколе, виновник должен указать на это в тексте документа, естественно, в том случае, если у него имеется запись, подтверждающая факт нарушения. Не спешите соглашаться со всем, что написано в документе, поскольку в будущем ваши дополнения помогут существенно снизить размер компенсации.

Действия виновника ДТП в случае подачи иска

В ситуации, когда срок обжалования протокола ДТП пропущен и уважительных причин для его восстановления нет, не стоит отчаиваться, можно попытаться уменьшить сумму компенсации во время судебного разбирательства.

Итак, если страховая сумма не покрыла всего ущерба, пострадавший участник аварии имеет полное право обратиться с требованием о компенсации убытков в суд путем подачи искового заявления. При таком развороте событий необходимо сразу же после получения определения об открытия производства по делу ознакомиться с самим иском и приложениями, являющимися основаниями для истребования именно такой суммы ущерба. Как уменьшить размер ущерба при ДТП, если требуемая сумма явно превышает фактические убытки? Читайте далее.

3 способа уменьшения суммы компенсационных выплат после ДТП

  1. затребование полного перечня деталей, поврежденных в результате аварии, а также информации об их стоимости. Если истец не может предоставить такие сведения, в достоверности данных, касающихся замены, можно засомневаться и соответственно, отказаться от выплаты средств;
  2. настоять на проведении дополнительной независимой экспертизы. Независимая оценка ущерба при ДТП, также как и техническая экспертиза при ДТП, проводится согласно специальным нормативно-правовым актам и правилам, помогает определить причины и обстоятельства происшествия, а также стоимость восстановительного ремонта;
  3. чтобы максимально снизить размер компенсации, ответчику по иску необходимо собрать как можно больше документов, свидетельствующих о том, что его материальное положение не позволяет осуществить такие большие выплаты.

В качестве таких доказательств можно использовать справку с работы о зарплате, документы, подтверждающие плохое состояние здоровья, что требует постоянных денежных вливаний, а также материалы, свидетельствующие о наличии других выплат и отчислений с заработной платы (алименты). Даже если предоставление таких доказательств не поможет снизить требуемую сумму, суд может рассрочить выплату и разрешить компенсировать ущерб в течение определенного периода частями, а не сразу и в полном объеме.

Если в суде первой инстанции не удалось уменьшить сумму компенсации, не стоит отчаиваться, можно попробовать добиться своего в порядке апелляции. На подачу апелляционной жалобы законодатель отводит срок в один месяц. Жалоба подается через суд первой инстанции, принявший решение, подлежащее обжалованию.

Если вы решили оспаривать постановление суда в апелляционном порядке, вам потребуется консультация автоюриста. Автоюрист поможет с составлением документа, подготовит хорошую законодательную базу и разработает эффективную стратегию ведения дела. Это не только сэкономит время, но и в большинстве случаев гарантирует положительный результат.

Видео про взыскание ущерба с виновника ДТП

Понравилась статья? Подписывайтесь на нашу ленту в Яндекс.Дзен, чтобы не пропустить новые интересные материалы!

Нужна консультация адвоката или юридическая услуга? Звоните! Задать вопрос или заказать обратный звонок можно ниже

Как уменьшить размер компенсации морального вреда при ДТП или не платить ее совсем

Авария на дороге — неприятное событие для любого автовладельца. Хорошо, если все обошлось без существенных повреждений, страховая покрыла ущерб и стороны не имеют претензий друг к другу. Но бывает, что результатом ДТП становится нанесение вреда жизни и здоровью другого лица. В таких случаях потерпевший вправе затребовать компенсацию не только материального, но и морального урона. Можно ли каким-нибудь образом уменьшить ее размер или не платить вовсе?

Что влияет на величину возмещения?

Для того чтобы человек мог адекватно оценивать свои шансы на снижение суммы выплат за моральный ущерб, он должен прежде всего разобраться в самом механизме работы данного взыскания. Нужно понимать, что какие бы астрономические суммы не запрашивала потерпевшая сторона, в конечном счете размер компенсации будет определяться непосредственно судом с учетом степени тяжести нанесенного ущерба. А это значит, гражданин имеет возможность напрямую повлиять на вынесенный вердикт в том случае, если приведенные им во время судебного разбирательства доводы и аргументы покажутся суду обоснованными.

Порядок действий тут следующий. Начальную цифру, в которую истец оценивает свои нравственные и физические страдания, он называет сам. Затем уже в ходе заседания суд, заслушав все доводы и доказательства обеих сторон, примет решение об итоговой сумме компенсации. Следовательно, судья вправе как уменьшить, так и увеличить (это происходит куда реже) размер возмещения. Затем если постановление суда не устроит какую-либо из сторон, истец или ответчик могут обжаловать его.

Существующие варианты уменьшения выплаты

Итак, для снижения размера денежной выплаты необходимо доказать суду, что заявленная истцом сумма совершенно не соотносится с ущербом, нанесенным пострадавшему. В том случае когда речь идет о действительно больших деньгах, уместным будет обращение за помощью к квалифицированному юристу. Он проанализирует сложившуюся практику по подобным делам в регионе и в конкретном суде, в котором планируется проведение судебного разбирательства, выяснит все обстоятельства дела и уже на основе полученной информации выстроит подходящий вариант защиты. Как правило, в качестве основных доводов для снижения суммы моральной компенсации приводятся:

  • Отсутствие вразумительных подтверждений того, что истец реально испытывал нравственные и физические страдания;
  • Искажение истцом информации;
  • Степень виновности истца и ответчика;
  • Тяжелое финансовое и жизненное положение ответчика. Например: он сам частично пострадал в ДТП, является пенсионером с низким уровнем доходов, имеет на иждивении нетрудоспособных членов семьи (детей, родителей и т.д.) и другие обстоятельства подобного рода. В случае, когда возмещение взыскивается с лица женского пола, такой причиной будет выступать и наличие беременности.

Ради материальной выгоды многие граждане склонны значительно преувеличивать масштаб нанесенного им вреда. В таких случаях они обычно не способны представить суду убедительные доказательства для обоснования своей позиции (справки, чеки и т.п.). Не менее редко все происходит с точностью да наоборот — пострадавшие аргументируют свои требования более чем взвешенно и логично. Вот только при ближайшем рассмотрении ситуации оказывается, что их показания имеют мало общего с действительностью, например, человек рассказывает, как был вынужден лечь на месяц в клинику для реабилитации, и даже представляет документы оттуда, но в этот же период времени его видели отдыхающим на курорте в другой части света.

Согласно ст. 1100 ГК РФ моральный ущерб, причиненный посредством автомобиля (источника повышенной опасности), компенсируется вне зависимости от вины причинителя вреда. Тем не менее данный фактор важен при определении размера выплаты — никто не удовлетворит завышенные требования потерпевшего, если выяснится, что тот пренебрег своей безопасностью (допустим, переходил дорогу в неустановленном месте в темное время суток).

Есть ли способ не платить вообще?

В большинстве ситуаций у ответчика есть возможность лишь снизить сумму компенсации (поскольку сам факт причинения ущерба оспаривать уже поздно или мало перспективно), но иногда предъявление претензий истцом в принципе выглядит не очень законным. Если гражданин не согласен с такими требованиями, то он может написать свое возражение на исковое заявление, в котором нужно грамотно и подробно (с приложением всех необходимых документов) обосновать причины. Пример возражения доступен для скачивания здесь.

Кроме того, автоюристы советуют всегда пытаться уладить конфликт до суда посредством добровольного возмещения определенной суммы в качестве компенсации за моральный ущерб и закрепить этот факт распиской (где будет подтверждено, что потерпевший более не имеет претензий к виновнику происшествия). Как показывает практика, обычно в таких случаях пострадавшие охотно идут на диалог (если только речь не о тяжких телесных повреждениях и летальных исходах) и суммы выплат здесь куда ниже, чем могут быть впоследствии на суде.

Заключение

Таким образом, уменьшить размер заявленной компенсации морального вреда вполне реально, но для этого у ответчика должны быть веские основания, способные убедить суд в снисхождении. При этом судья может самостоятельно снизить величину возмещения, если сочтет требования истца неразумными и необоснованными. Полное снятие обязанности виновника аварии в возмещении морального вреда происходит крайне редко.

Как уменьшить размер ущерба при ДТП и защититься виновнику в суде от завышенной суммы иска

Если раньше бывали случаи, когда ответчиком становились одновременно страховая компания и виновник, то с введением обязательного претензионного порядка, чаще всего ответчиком является виновник в единственном лице, так как страховая организация выплатила максимально возможную сумму, в соответствии с законодательством.

При вышеуказанных случаях, вместе с исковым заявлением, в суд поступает независимая экспертиза, которая определяет точную стоимость ущерба, причиненного вследствие ДТП.

Ознакомление с материалами дела

Если исковое заявление попадает в суд, вам должны прислать его копию и приложения к нему. Однако на практике часто бывает так, что приходит только исковое. Более того, нередко заявители специально не докладывают важные приложения в комплект для ответчика, чтобы в суде у вас не было обоснованного возражения на его доводы и доказательства. Поэтому неважно, пришли приложения к вам или нет, вам надо записаться на ознакомление с материалами дела и снять фотокопии с каждого документа.

Справка о дорожно-транспортном происшествии

Второе, что вам необходимо сделать – сравнить свою справку с той, которую предоставил истец. Дело в том, что инспектор ДПС не всегда полностью указывает имеющиеся повреждения. Когда страховая организация решает вопрос о выплате, они предлагают еще раз обратиться к инспектору, чтобы он дописал повреждения, иначе в решении будет учитывать только те повреждения, которые были указаны изначально.

Соответственно при расхождениях между вашей справкой и той, которую предоставил истец, об этом нужно заявить в суде, так как она не может считаться допустимым доказательством по делу, поскольку составлена с нарушением действующего законодательства (Методических рекомендаций по оформлению и выдаче справки о дорожно-транспортном происшествии, направленными письмом МВД России от 07.03.2012 № 13/12-73, пункта 36 Административного регламента МВД России от 02.03.2009 № 185).

Регламент указывает, что выдача справок участникам ДТП осуществляется на месте ДТП, внесение в справку исправлений (дополнений) допускается только при оформлении документов о ДТП.

Вносить изменения после оформления документов о ДТП возможно только в случае описки или опечатки по письменному обращению участника ДТП, потерпевшего, при этом исправления (дополнения) вносятся так же в копию, имеющуюся в материалах дела и в обязательном порядке инспектор должен оповестить об этом вторую сторону.

Следовательно, вы можете выступить с ходатайством о назначении судебной экспертизы определения стоимости восстановительного ремонта только тех повреждений, которые были указаны в день ДТП (т.е. без учета дописанных).

Независимая экспертиза

Самое главное, на что стоит обратить внимание при изучении независимой экспертизы – квалификация эксперта-техника. К выводам эксперта должны быть предоставлены копии дипломов и сертификатов об образовании. Как правило, оценка страховой компании редко признается допустимым доказательством по делу в виду отсутствия вышеуказанных документов.

Экспертиза должна основываться на материалах дела о ДТП, а так же приложены фотографии транспортного средства, которое является объектом исследования. В противном случае экспертиза не будет принята судом.

Если в деле присутствуют две равнозначные экспертизы, но с разными суммами восстановительного ремонта, то суд согласится с той, чей эксперт будет присутствовать на суде, так как с заключение эксперта, предупрежденного по ст. 307 УК РФ, будут расцениваться судом как, безусловно, достоверные.

Расчет рыночной стоимости автомобиля или восстановительного ремонта должен быть составлен на дату ДТП.

Наличие полиса ОСАГО и диагностической карты

Далее вам потребуется проверить наличие полиса ОСАГО и диагностической карты владельца пострадавшей машины. Дело в том, что после проведения экспертизы, истец ремонтирует машину и ждет решения суда. Однако если это происходит, то суд может рассмотреть в качестве доказательств размера ущерба не проведенную экспертизу, а заказ-наряд на ремонт, который, как правило, существенно ниже, чем расчет эксперта.

Если после ДТП на автомобиль был выписан новый полис ОСАГО (можно проверить на сайте Российского союза страховщиков), то это прямое подтверждения того, что автомобиль был отремонтирован, соответственно, можно говорить о снижении исковых требований.

Определения действий потерпевшего

Стоит так же рассмотреть вопрос о действиях истца в момент ДТП. Обычно, это делается до суда, когда постановление о привлечении вас к ответственности еще не вступило в силу, но есть шанс заявить об этом и в суде по делу о взыскании ущерба.

Если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда размер возмещения должен быть уменьшен.

Целесообразно перед экспертом поставить вопрос о скорости автомобилей в момент аварии (трассологическая экспертиза). Если водитель пострадавшего автомобиля превышал установленную скорость, то суд может уменьшить ущерб при ДТП, так как имеет место грубая неосторожность со стороны истца. Это касается и вопроса о ремне безопасности, если имеются пострадавшие.

Уменьшение ущерба при ДТП из-за имущественного положения

Пункт 3 вышеуказанной статьи, позволяет суду уменьшить размер возмещения вреда, причиненного гражданином, с учетом его имущественного положения, за исключением случаев, когда вред причинен действиями, совершенными умышленно.

Для этого вам потребуется приложить все доказательства, подтверждающие ваше положение: 2-НДФЛ членов семьи, выписку из ЕГРП об отсутствии недвижимого имущества, кредитные договоры, договор об аренде квартиры и так далее.

споры между организациями и ИП, обжалование решений госорганов

наследство, возмещение ущерба, расторжение брака, долги и штрафы

Ссылка на основную публикацию
"
×
×
" Adblock
detector