Юридическое лицо ставит на миграционный учет иностранного гражданина

Новый порядок миграционного учета по правилам 163 ФЗ.

Место постановки иностранцев на миграционный учет полностью изменено. Регистрация в офисах запрещена, но разрешена в нежилых и временных строениях.

Миграционный учет в квартирах, бытовках и адресу юрлица. Кто же теперь должен регистрировать иностранца и кто ответственен за мигучет?

Одной из причин изменения 109 ФЗ О миграционном учете, стало определение Конституционного Суда, который признал понятие места пребывания иностранного гражданина не ясным и запутанным и попросил законодательную власть разобраться. В некоторых понятиях миграционного учета не могут разобраться даже российские юристы, сотрудники полиции или кадровые работники. А куда уж иностранцам, не знающим русский язык. А ведь им этот закон соблюдать.

Законодатель изменения в закон внес, но ясности это пока не прибавило. Некоторые определения так и вызывают вопросы.

Разберем следующие новые понятия:

Место пребывания иностранного гражданина

Теперь 109 ФЗ предполагает только 2 варианта места пребывания:

  • — жилое помещение, не являющееся местом жительства, или иное помещение фактического проживания
  • — по адресу организации в случае . и отсылка к ч.2 ст.21 109 ФЗ

Место пребывания иностранца – жилое помещение

Возьмем первое определение места пребывания – жилое помещение, не являющееся местом жительства. Оно коррелирует с п.1 ч. 1 ст.21 (основания мигр. учета) того же ФЗ — иностранец подлежит постановке по адресу жилого помещения, не являющегося местом жительства, но в котором иностранец фактически проживает.

Обратите внимание на формулировку «не являющееся местом жительства».

Проблема в том, что 20 статья Гражданского Кодекса определяет место жительства как место постоянного или преимущественного проживания.

А 109 ФЗ говорит, что иностранец должен быть зарегистрирован в жилом помещении, НЕ являющемся местом жительства. Но в этом жилом помещении он фактически должен проживать.

Но ведь если иностранный гражданин фактически проживает в жилом помещении, то оно будет его местом жительства в соответствии с ГК. А если такое помещение является местом его фактического проживания, то согласно 109 ФЗ зарегистрирован там иностранец быть не может, потому что:

«место пребывания иностранного гражданина — жилое помещение, НЕ являющееся местом жительства».

Похоже на издевательство над логикой.

Может быть, стоило использовать такую формулировку: место пребывания — жилое помещение, являющееся временным местом жительства?

Или же оговорку «не являющееся местом жительства» хотели написать после слов «иное помещение». Тогда бы получилось тоже логично:

Место пребывания — жилое помещение или иное помещение, не являющееся местом жительства.

К сожалению, к разгадке этого ребуса в скором времени будут привлечены 10 миллионов иностранных граждан и граждан России, сдающих им квартиры. А также работодатели иностранцев, сотрудники полиции и суды.

Вполне возможно, что выдворят несколько тысяч иностранных граждан, а после жалобы в Конституционный суд снова решат внести поправки.

Понятие адреса организации

Вторая категория места пребывания в новой версии 109 ФЗ.

Не менее запутанные формулировки использованы и здесь. Работодателям тоже придется поломать голову. Норма отсылочная, поэтому нужно читать сразу п.4 ч.1 ст.2 и ч.2 ст.21 109 ФЗ.

Получится так: «место пребывания иностранного гражданина ….. организация, в которой он работает, в случае фактического проживания по адресу указанной организации».

Здесь вроде ясно.

Например, иностранные работники могут быть поставлены на учет крупным предприятием, которое осуществляет деятельность по одному адресу, при наличии на его территории выделенного места для сна и отдыха.

Второй случай, когда местом пребывания будет адрес организации — проживание в помещении организации, не имеющих адресных данных. Это в первую очередь временные строительные бытовки, вагончики и другие строения.

Но обратите внимание на оговорку — не имеющих адресных данных.

Бытовка или временное строение априори не может иметь адресных данных, поскольку строение временное. Но не все строительные бытовки стоят на территории без адреса.

Территория не будет иметь адреса, например, в случае продолжительного строительства крупного жилого квартала, до ввода дома в эксплуатацию и присвоения адреса.

Если же строительная компания проводит реконструкцию уже существующего здания и на его территории разместила бытовки для строительного персонала, тогда такие временные строения будут находиться на территории с адресом. Будут ли в таком случае основания для постановки на миграционный учет именно на адрес организации ведь строения находятся на территории с адресом? Но сами строения не имеют адресных данных.

Но так как иностранцы фактически будут использовать эти временные строения для сна и отдыха, то в соответствии с ч. п.4 ч.1 ст.2 109-ФЗ такие бытовки будут местом пребывания иностранного персонала и поставить их на учет нужно.

Но если вернутся к ч.2 статьи 21 109 ФЗ, определяющей основания миграционного учета, то в ней мы не найдем возможности поставить на мигучет иностранный персонал проживающий во временных строениях, которые имеют адресные данные. Ч.2 ст.21 109-ФЗ разрешает ставить на миграционный учет, на адрес организации при проживании в помещениях, не имеющих адресных данных.

Предположительно начнутся такие вот разночтения положений закона, которые работодатели и сотрудники УВМ будут трактовать по разному.

Замкнутый круг — нежилое помещение местом пребывания является, а поставить на учет на адрес организации нельзя, поскольку есть адрес у места нахождения бытовок.

Получается что в случае размещения (сна и отдыха) иностранного персонала на территории строительного объекта с адресом поставить на учет будет можно только при условии изменения адреса организации-работодателя на адрес реконструируемого объекта.

Потому что ч.2 ст.21 говорит: иностранный гражданин подлежит постановке по адресу указанной организации при фактическом проживании в помещении организации в этом адресе.

То есть, согласно данной норме, строительной компании придется, выходя на объект, просить разрешение собственника на регистрацию по адресу проведения работ юридического адреса компании или обособленного подразделения. А то и перевозить туда офис.

А если строительная компания выиграла тендер на реконструкцию здания суда и планирует на период ремонта там же разместить рабочий персонал, от иностранцев видимо придется отказаться или размещать их в гостиницах и организовать развозку персонала, потому как зарегистрировать адрес организации в здании суда никто не даст.

Понятие адреса организации

Почему все говорят о регистрации иностранцев в бытовках?

Если вбить в поисковик запрос «миграционный учет в бытовках», то гугл найдет всех, кто утверждает, что все трудовые мигранты будут зарегистрированы в бытовках и вагончиках. Это утверждают как СМИ, так и юридические конторы.

Но утверждения многих юристов о том, что теперь все иностранцы будут зарегистрированы в бытовках не до конца верно. Вернее вообще не верно.

Потому что ГК под адресом организации определяет местонахождение исполнительного органа (директора), закрепленное в ЕГРЮЛ.

Исходя из логики положений ч.2 ст.21 ФЗ-109 иностранный гражданин должен быть зарегистрирован по адресу юрлица. А адрес у организации может быть один – местонахождение директора.

Получается что при проживании в бытовках без адресных данных, регистрировать нужно на адрес юрлица.

Таким образом, мигучет по юридическому адресу организации останется, но для малой доли предприятий.

Сложные случаи с адресом постановки на учет иностранных граждан

В случае если иностранец работает в строительной компании и работает (и проживает во временном строении — бытовке) в другом регионе, то зарегистрирован он должен быть в адресе организации.

Например, производственная компания (приемка вторсырья) с головным офисом в Санкт-Петербурге имеет много отдельных площадок по приему этого вторсырья как в городе, так и в Ленинградской области.

На площадках расположены временные сооружения для персонала — вагончики. Персонал там фактически проживает.

По логике положений ч.2 ст.21 иностранный персонал должен быть поставлен на учет по адресу организации, то есть адрес — Санкт-Петербург.

Но при этом работать и жить такие иностранцы будут в Ленобласти.

Сразу возникает вопрос

в первую очередь к — а не будет ли признан такой мигучет сотрудниками полиции и УВМ подделкой, предоставлением заведомо ложных данных или несоответствием места проживания месту миграционного учета?

Работы строительным организациям с большим количеством действующих объектов и иностранцев в штате прибавится.

Ну и работы у миграционных юристов скоро тоже будет по горло.

Если эта статья была для вас полезна, поделитесь с коллегами и друзьями.

Также вы можете подписаться на наши новости в социальных сетях — Миграционный Адвокат.

Поделиться с коллегами:

Практикующий юрист в сфере трудовой миграции и админ. права. Ведущий эксперт, более 200 выигранных дел.

Миграционный учет иностранных сотрудников: что изменилось

Что произошло?

Что изменилось?

Зачем поправки?

Поправками устранена правовая неопределенность в вопросе о том, кто несёт ответственность за неисполнение обязанности по постановке иностранного гражданина на учёт по месту пребывания. Согласно новой формулировке, иностранный гражданин не «обязан встать», а «подлежит постановке» на миграционный учёт.

Что понимать под местом пребывания

В каких случаях работодатель теперь обязан ставить иностранца на миграционный учёт?

Напомним, ранее организация признавалась принимающей стороной, если иностранец или лицо без гражданства в ней фактически проживал или работал (находился).

Где иностранец подлежит постановке на учёт?

  • адрес жилого помещения, не являющегося его местом жительства, в котором иностранный гражданин фактически проживает;
  • адрес гостиницы или иной организации, оказывающей гостиничные услуги, санатория, дома отдыха, пансионата, детского оздоровительного лагеря, туристской базы, кемпинга или иного помещения, в которых иностранец фактически проживает, либо адрес медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме, в том числе лицам без определенного места жительства, в которой данное лицо находится в связи с получением услуг этой организации, либо адрес учреждения, исполняющего уголовное или административное наказание, в котором оно содержится.

Какова ответственность за нарушение правил миграционного учёта?

В связи с вступлением в силу данного закона, работодатели иностранных граждан будут меньше опасаться этих санкций, но при этом больше не смогут ставить мигрантов на миграционный учёт по месту пребывания по адресу своей организации, если подобный работник фактически не проживает по этому адресу. Сделать это должен арендодатель, сдающий иностранцу жильё.

Иностранные граждане, поставленные на миграционный учёт по адресу работодателя, но фактически там не проживающие, могут быть на основании ч.1 ст. 18.8 КоАП РФ оштрафованы или даже депортированы за отсутствие регистрации в случае, если это обнаружится. Например, если проверка застанет иностранца в месте проживания мигрантов, проверит его регистрацию и обнаружит, что она оформлена на адрес работодателя, хотя там он фактически не проживает.

Стоит отметить и налоговый аспект нововведения. Дело в том, что перекладывание ответственности за выполнение «миграционных» процедур в отношении иностранцев на плечи арендодателей жилья позволит налоговым органам эффективнее бороться с теневым рынком аренды жилых помещений.

Вы бухгалтер, но директор вас не ценит? Считает, что вы только тратите его деньги и переплачиваете налоги?

Станьте ценным спецом в глазах руководства. Научитесь работать с дебиторкой.

Записывайтесь. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

Миграционный учет иностранных граждан

Каждый приезжающий в Российскую Федерацию иностранный гражданин должен пройти процедуру постановки на учет в органах УФМС. Уведомление, которое заполняет принимающая сторона, служит основанием для регистрации в миграционных органах.

Принимающая сторона так же должна предоставить иностранцу помещение для проживания. Уведомление о прибытии представляет собой бланк, состоящий из двух частей, одна остается на руках у иностранца, а вторая направляется в ФМС. Миграционные органы принимающая сторона обязана уведомить о прибытии иностранного гражданина в течение 7 дней.

Кто может быть принимающей стороной?

  1. организации, оказывающие гостиничные услуги или санаторно-курортное лечение: гостиницы, хостелы, отели, санатории. Администрация учреждения подает уведомление в течении суток в миграционные органы;
  2. физическое лицо, имеющее гражданство Российской Федерации. Если гражданство другой страны, то лицо должно проживать на территории РФ постоянно;
  3. юридическое лицо или его филиал;
  4. квалифицированный специалист, имеющий собственное жилье и только в том случае, если иностранец его родственник.

Уведомление о прибытии должно быть заполнено: на русском языке, разборчиво, без ошибок, сокращений и аббревиатур.
В случае, если физическое лицо является принимающей стороной, то на обратной стороне бланка должна стоять его подпись, обозначающая его согласие на использование его жилой площади. Если юридическое лицо, то на обратной стороне ставится еще и печать помимо подписи руководителя организации.

Документы, необходимые для постановки на учет

  1. копия документа, удостоверяющего личность гражданина, с отметкой о пересечении границы;
  2. уведомление о прибытии;
  3. ксерокопия визы, если гражданин въехал в визовом порядке;
  4. паспорт гражданина, выступающего принимающей стороной.

Если принимающая сторона не смогла в установленный срок отправить уведомление о прибытии в ФМС и на это имеются уважительные причины, их должен предоставить в миграционные органы сам иностранец.

Когда у иностранного гражданина есть собственное жилье, он может указать его в качестве места постоянного пребывания. Для этого вместе со всем комплектом документов нужно представить в миграционные органы:

  • документ о праве на собственность;
  • документы, которые подтверждают родство, в случае, если принимающей стороной является высококвалифицированный специалист.

Регистрация иностранного гражданина на юридический адрес организации

  • размер шрифта

ФЗ за № 109 от 18 июля 2006 г. «О миграционном госучете иностранцев и физлиц без гражданства в РФ» ввел в отечественное законодательство совершенно новое определение «миграционный госучет». При этом прежний порядок оформления трудящихся, прибывших из-за границы, стал иным: теперь возможна как госрегистрация по месту жительства (проживания), так и оформление на адрес регистрации юр. лица (миграционный госучет иностранца по месту пребывания).

Прописка на юридический адрес – что это означает для иностранца?

Согласно нормам российского законодательства место пребывания сотрудника-иностранца – это жилое помещение, которое не является местом его проживания, а ровно с ним и любое иное помещение (в т.ч. и нежилое), компания или заведение, в которых иностранец-сотрудник фактически разместился и/или в которых подлежит постановке на государственный учет.

И если раньше иностранец имел обязанность осуществить госрегистрацию по месту проживания, то с 27 июня 2018 г. в миграционный учёт были внесены изменения, согласно которым регистрацией занимается принимающая сторона − организации и ИП. Иными словами, у отечественных предпринимателей появилась законная возможность ставить работников-иностранцев на миграционный госучет по месту их работы (т.е. по юридическому адресу компании).

Иностранцы обладают правом постановки на госучет независимо от того, владеет ли работодатель (компания) жилой недвижимостью или нет. Сам факт наличия или отсутствия такой недвижимости не является решающим при постановке на госучет сотрудника-иностранца.

Таким образом, целью постановки на госучет иммигранта является возможность его разыскать по этому адресу, независимо от того трудится он там, проживает или просто находится в гостях у своих далеких родственников.

Временная регистрация на юр. адрес. Правила для иммигрантов:

  • Временная регистрация оправдана, если иностранец будет находиться на предприятии недолгое время, например – в командировке, для выполнения сервисных работ, для повышения квалификации и т.п.
  • Работодатель обязан уведомить миграционное управление о прибывшем из-за границы сотруднике. Аналогично потребуется уведомить ведомство и при его отъезде. Уведомление о прибытии иностранца в место его пребывания можно отправить почтой. Бланк заполняется в двух идентичных экземплярах и передается сотруднику «Роспочты» для проверки. К уведомлению прикрепляются копии документов иммигранта.

Если юр. лицо не уведомит миграционное управление о прибывшем к нему иностранце, тогда ему грозит админштраф. А иностранцу грозит депортация и запрет на въезд.

В итоге

Подытоживая вышесказанное нужно отметить, что по состоянию на сегодня иностранец-работник вправе на свой выбор находиться на миграционном госучете или по адресу своего проживания (жилая недвижимость) или по месту трудоустройства – т.е. по юридическому адресу компании. Это означает, что он вправе зарегистрироваться лишь по одному из упомянутых выше адресов. Так, если у него уже есть регистрация по юр. адресу компании, то получать еще одну регистрацию в жилом помещении не нужно.

Каких-либо особых требований к адресу для постановки иностранца на госучет по местонахождению компании или по адресу проживания в законодательстве нет. Есть лишь основное – это соответствие адреса постановки на госучет месту реального пребывания иностранца.

При этом подчеркнем, что работодатель не должен допускать просрочку срока постановки на госучет иностранца, и если законных оснований на его пребывание в России нет – он должен покинуть государство до завершения срока постановки на госучет.

Обращаем ваше внимание, что статья является ознакомительной и компания «Мегаполис Групп» не предоставляет услуги по регистрации иностранных граждан.

Как теперь регистрировать иностранного cотрудника?

Большой удар по работодателям нанесёт недавно принятый закон. До подписания Президентом закона, у иностранного гражданина было 2 варианта, где зарегистрироваться: или по адресу его фактического проживания*, или по месту ведения трудовой деятельности, т.е. на юридический адрес работодателя. С 8 июля иностранного сотрудника больше нельзя будет зарегистрировать по юридическому адресу организации, где он просто работает. Чтобы это сделать, иностранец должен будет фактически жить по этому адресу. А это уже добавляет определённых сложностей в оформлении. Какие остаются варианты?

По словам Дмитрия Коваленко, представляющего проект «Школа Миграционных Специалистов» компании «Альянс Трудовая Миграция», новый закон предлагает использовать один из вариантов для учета по месту пребывания:

-по адресу жилого помещения, где иностранный гражданин фактически проживает.

-по адресу гостиниц, домов отдыха или иного помещения, где он фактически проживает.

-по адресу медицинской организации или организации социального обслуживания, в которых он получает услуги этих организаций.

-по адресу учреждения, исполняющего уголовное или административное наказание, в котором содержится иностранный гражданин.

-по адресу организации, в которой он осуществляет трудовую деятельность, в случае, если он фактически проживает по этому адресу, либо в помещении указанной организации, не имеющем адресных данных. Этот вариант больше подходит для тех организаций, у которых уже есть свои общежития и жилые помещения на предприятии. Последний вариант потребует немало усилий для его реализации, если жилого помещения по юридическому адресу у компании нет. Если иностранец зарегистрирован на юридический адрес компании, то работодателю придётся обзавестись жилым помещением по этому адресу.

Если такой возможности нет, придётся оставить этот вопрос без контроля и просить своих иностранцев регистрироваться у собственников квартир, которые они арендуют. Это чревато, потому что если иностранный гражданин будет без действующей регистрации или с «липой», то последствия будут неутешительны как для самого иностранца, так и для его работодателя. Ответственность за нарушения миграционного учета административные штрафы за нарушение порядка миграционного учета и режима пребывания в Российской Федерации:

— Для иностранного гражданина – от 5 000 до 7 000 рублей с административным выдворением или без.

— Для должностных лиц – от 35 000 до 50 000 рублей.

— Для юридических лиц – от 350 000 до 800 000 рублей.

А за фиктивную регистрацию иностранного гражданина предусмотрена ещё и уголовная ответственность: срок лишения свободы до 3 лет.

Дмитрий Коваленко считает, это изменение, прежде всего, поможет в случае необходимости оперативно найти иностранца, также искоренит нелегальные регистрации на «резиновые офисы». Отметим, что закон обратной силы не имеет, а это значит, что все регистрации, которые сделаны на компанию работодателя до 8 июля, (даже если это юридический адрес, по которому иностранец не проживает) действительны до срока их окончания.

Как рассказал журналу «Административный директор», Александр Климов, руководитель маркетингового департамента компании Mellennium Group, недавно стали известны разъяснения к Федерального закона от 27.06.2018г. № 163-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

Постановка на учет иностранных граждан на адрес офиса будет запрещена, даже в случае наличия комнат для отдыха, т.к данное помещение не переведено в жилой фонд. Исключение будет сделано только для строительных компаний имеющих в наличии на территории бытовки для проживания ( если организация владеет помещением, строением, сооружением, в том числе временном (на праве собственности или праве пользования), которое не имеет адресных данных, но предоставляется организацией для фактического проживания своим работникам)

В предлагаемой редакции Закона «сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации (далее — принимающая сторона), могут выступать: гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, предоставившие в соответствии с законодательством Российской Федерации для фактического проживания иностранному гражданину или лицу без гражданства жилое или иное помещение, либо организация, в которой иностранный гражданин в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 настоящего Федерального закона.

А юридическое лицо сможет быть принимающей стороной в следующих случаях: договор аренды (не найма) должен быть заключен между компанией работодателем напрямую с собственником жилого помещения) и в договор должна быть включена формулировка о том, что обязанности принимающей стороны по миграционному учету для своих сотрудников возлагает на себя Арендатор (Работодатель). В таком формате, считает Александр Климов, есть возможность вести диалог с территориальным подразделением о постановке на миграционный учет на адрес квартиры без участия собственника жилого помещения на основании данного договора аренды. На оборотном стороне бланка миграционного учета в этом случае будет стоять печать юридического лица и информация об ответственном сотруднике компании по приему иностранных граждан.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector